НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
www.sport.pi.sfedu.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИВС
(ПЛАВАНИЕ)
Документы и  методические материалы Учебные материалы Практические задания (баллы) Тестовые задания (теория)
Программа дисциплины
Положение о балльно-рейтинговой оценке
Положение об электронном тестировании
Методические рекомендации по практическим заданиям
Методические рекомендации по самостоятельной работе
Литература
Литература (библиотека)
Ссылки (интернет)
Электронный учебник "Плавание"
Учебник  "Теория и методика плавания"

Учебные модули

Модуль 7. Многолетняя подготовка


Задания по 7 модулю



Тестовые задания 1 семестр
Тестовые задания 2 семестр
Тестовые задания 3 семестр
Тестовые задания 4 семестр
Тестовые задания 5 семестр
Тестовые задания 6 семестр
Тестовые задания 7 семестр (модуль)
Тестовые задания 8 семестр
Презентации: физические качества Презентации: спортивная тренировка Презентации: нагрузка Видео

Модуль 7. Система многолетней подготовки в ИВС

 

Комплексная цель – овладеть методикой спортивной тренировки на этапах многолетней подготовки в ИВС.

Краткое изложение программного материала

 Основы построения процесса спортивной подготовки

Принципы и закономерности процесса спортивной подготовки. Сущность тренировочного и соревновательного процесса. Сущность периодизации и цикличности. Общая характеристика периодов и этапов процесса спортивной подготовки. Мега-, макро-, мезо-, и микроструктуры (циклы) процесса спортивной подготовки.

Спортивная форма

Сущность спортивной формы и характеристика состояния оптимальной осевой готовности спортсмена. Фазы развития спортивной формы как естественная закономерность построения мега-, макро-, мезо- и микроструктур и циклов процесса спортивной подготовки.

Спортивное занятие как основа спортивной подготовки

Общая характеристика и особенности построения изолированного двигательного действия и отдельного физического упражнения. Спортивное занятие как основная микроструктура процесса построения спортивной подготовки и их классификация. Общая характеристика и особенности построения типичного тренировочного занятия по виду спорта. Общая характеристика и особенности построения атипичного комплексного тренировочного занятия по виду спорта. Общая характеристика, и особенности построения атипичного комбинированного тренировочного занятия по виду спорта.

Основы построения микроциклов

Общая характеристика и особенности построения микроструктуры соревновательного занятия по виду спорта. Общая характеристика и особенности построения суточных микроструктур (циклов) процесса спортивной подготовки. Общая характеристика и особенности построения недельных мезоструктур (циклов) процесса спортивной подготовки. Общая характеристика и особенности построения месячных мезоструктур (циклов) процесса спортивной подготовки.

Основы построения макроциклов

Общая характеристика и особенности построения годичных и полугодичных макроструктур (циклов) процесса спортивной подготовки.

Цель, задачи, содержание и особенности построения соревновательных периодов в макроструктурах процесса спортивной подготовки.

Цель, задачи, содержание и особенности построения соревновательных периодов в макроструктурах процесса спортивной подготовки.

Цель, задачи, содержание и особенности построения переходного периода  в макроструктурах процесса спортивной подготовки.

Основы построения олимпийских макроциклов

Общая характеристика и особенности построения двух- и четырехлетних макроструктур (циклов) процесса спортивной подготовки. Олимпийский цикл в подготовке спортсменов: задачи, содержание. Проблемы планирования тренировочных нагрузок при построении олимпийских макроциклов. Учет возрастных особенностей спортсменов.

 

Научно-теоретические основы построения многолетней спортивной подготовки

Общая характеристика содержания и особенности построения системы многолетней спортивной подготовки. Сущность периодизации и этапности многолетней спортивной подготовки. Основные этапы многолетней спортивной подготовки. Сущность преемственности этапов многолетней спортивной подготовки. Проблемы перехода из юношеского спорта во взрослый. Понятие «спортивной формы» в системе многолетней спортивной подготовки.

 

Задачи и общая характеристика этапов многолетней спортивной подготовки

Задачи и общая характеристика подготовки юных спортсменов на этапе предварительной подготовки.

Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.

Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе спортивной специализации.

Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе углубленной спортивной подготовки.

Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования.

Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

Задачи и общая характеристика подготовки спортсменов на этапе спортивного долголетия.

Задачи и общая характеристика подготовки ветеранов спорта.

 

Эффективные средства и методы этапов многолетней спортивной подготовки

Общая характеристика средств и методов многолетней системы спортивной подготовки гребцов.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе предварительной подготовки.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе спортивной специализации.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе углубленной спортивной подготовки.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе спортивного совершенствования.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов на этапе спортивного долголетия.

Эффективные средства и методы в тренировке спортсменов ветеранов гребного спорта.

 

Возрастные особенности этапов многолетней спортивной подготовки

Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе предварительной подготовки.

Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки.

Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе спортивной специализации.

Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе углубленной спортивной подготовки.

Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе спортивного совершенствования.

Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

Учет возрастных особенностей спортсменов на этапе спортивного долголетия.

Учет возрастных особенностей при подготовке ветеранов гребного спорта.

Влияние возрастных особенностей на работоспособность спортсменов на различных этапах многолетней спортивной подготовки.

 

Проектное задание:

 

- разработать годичный план спортивной подготовки для этапа начальной подготовки;

- разработать годичный план спортивной подготовки для этапа спортивной специализации;

- разработать годичный план спортивной подготовки для этапа спортивного совершенствования;

- разработать годичный план спортивной подготовки для этапа высшего спортивного мастерства.

 

Тестовые задания

 
Необходимо выбрать один правильный ответ по каждому из предложенных вопросов. Время – 5-10 минут.

 1. На каком этапе многолетней спортивной подготовки оптимально достижение максимального результата?

 1) этап углубленной спортивной специализации

 2) этап спортивного совершенствования

      3) этап высшего спортивного мастерства

      4)  этап спортивного долголетия

2. Какая задача решается на всех без исключения этапах многолетней спортивной подготовки?

1) соответствие нагрузок возрастным особенностям организма
2) достижение максимального спортивного результата
3) достижение разносторонней физической подготовки

4) развитие ведущего физического качества

3. В чем заключается основная задача при переходе от одного этапа к другому в многолетней спортивной подготовке?

1) в преемственности этапов
2) в разносторонней физической подготовке
3) в техническом совершенствовании

4) в развитии силы

4. Какие физические качества воспитываются на начальных этапах многолетней спортивной подготовки?

1) сила

2)  гибкость

3) все

4) выносливость

5. Какие физические качества преимущественно воспитываются на этапах специализации и спортивного совершенствования многолетней спортивной подготовки?

1) сила

2)  ловкость

3) все

4) ведущее

6. Чем отличается общая и специальная тактическая подготовка?

1) тактической схемой

2) условиями и целью применения

3) скоростью прохождения

4)  соревнованием и тренировкой

7. В каком режиме необходимо проводить элементы специальной технической подготовки?

1) в спокойном

2) в повышенном

3) в соревновательном

4)  в равномерном

8. Какая тактическая схема позволяет пройти дистанцию максимально эффективно с физиологических и физических позиций?

1)      равномерно

2)      с сильным стартом

3)      с сильным финишем

4)      с ускорениями по ходу дистанции

9. На каком этапе предпочтительно развивать специальную тактическую подготовку?

1) на предварительном
2) на начальном

3) на этапе специализации

4) на этапе углубленной спортивной специализации

10. Чем опасен динамический стереотип двигательных действий на этапах спортивного совершенствования и высшего мастерства?

1) возможностью корректировки техники
2) невозможностью корректировки техники
3) изменением темпа движений

4) изменением ритма

 

Сводная таблица правильных ответов

на аттестационные вопросы

 

№ вопроса

Правильный ответ

1

3

2

1

3

1

4

3

5

4

6

2

7

3

8

1

9

4

10

2

 

 

Критерий оценки ответов на вопросы:

     90 — 100% правильных ответов — оценка «Отлично»

     70 — 80% правильных ответов — оценка «Хорошо»

     50 — 60% правильных ответов — оценка «Удовлетворительно»

     менее 50% правильных ответов — оценка «Неудовлетворительно»

 

 

Перечень рекомендуемой литературы

1.      Вайцеховский С.М., Платонов В.Н. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: ФиС, 1985.

2.      Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической  подготовки спортсмена. — М.: ФиС, 1988.

3.      Викулов А.Д. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2003.

4.      Макаренко Л.П. Содержание и структура многолетней подготовки юных пловцов. — М.: ГЦОЛИФК, 1985.

5.      Плавание: Учебное пособие для студентов физкультурных вузов. – Малаховка, 2001.

6.      Платонов В.Н.,Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: ФиС, 1985.

Copyright   ©  НОЦ / Кафедра спортивных дисциплин факультета физической культуры и спорта ПИ ЮФУ
Все права защищены.  Издание в целом  или его части в какой-либо форме не могут быть воспроизведены без письменного разрешения  руководителя НОЦ