Н.В.Чертов

Электронный учебник

ПЛАВАНИЕ

Главная
Модули
Программы
Тесты
Анимация  /  Инструкция

Видео   /   Глоссарий
Правила соревнований
Разряды / Статистика
Об авторе  /  Аннотация


Модуль 5. Прикладное плавание


Назад к модулям


5.1. Общая характеристика и классификация прикладного плавания

 

Прикладное плавание — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия.

Плавание — такой же необходимый для человека навык, как умение бегать, прыгать и др. Недаром комплекс ГТО, который пытаются возродить в настоящее время, включал все основные двигательные умения и навыки, такие, как бег, прыжки, метания, стрельба, подтягивание и отжимание и др.  И плавание является одним из основных видов прикладных упражнений.

Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

Прикладное плавание подразделяется на следующие основные виды: преодоление водных преград, ныряние и прыжки в воду, спасение утопающих.

Способы прикладного плавания: брасс на спине, плавание на боку, спортивные способы (в первую очередь брасс) и различные комбинированные варианты.

Классификация способов прикладного плавания не является четко регламентированной как, например, в спортивном плавании, и поэтому носит весьма условный характер. То, какой способ передвижения в воде изберет пловец, зависит от ситуации и условий, в которых он окажется. Наиболее характерными же и часто используемыми способами прикладного плавания по праву считаются брасс, брасс на спине, плавание на боку.

Брасс получил широкое признание не только в спортивном плавании, но и в прикладном из-за своих особенностей. Технику способа брасс можно использовать в самых разнообразных ситуациях, возникающих в водной среде, свободно изменяя направление и скорость плавания. При плавании брассом сохраняется хорошая видимость, этим способом удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему в воде и транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если  нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то человек, плавающий брассом, — практически готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты  — ведь движения в брассе — одна из разновидностей техники плавания под водой. Для ряда профессий,  таких, как геологи, речники, моряки, подводники, спасатели, и многих других, требующих умения действовать в водной среде, овладение плаванием брассом — необходимая составная часть профессионально-прикладной подготовки.

Остальные спортивные способы плавания также носят прикладной характер, хотя об этом часто почти не упоминается в описании самого прикладного плавания. Например, с помощью кроля на груди можно преодолевать значительные водные пространства (при условии, что пловец не отягощен грузом и его движения не стеснены одеждой). Для оказания помощи утопающему — быстрее добраться до пострадавшего. Кроль на спине и его отдельные элементы могут применяться при отдыхе и транспортировке. Движения баттерфляя (дельфина) туловищем и ногами используются при плавании под водой и нырянии, особенно когда пловец находится в ластах. Практически все отдельные элементы спортивных способов применяются в так называемых комбинированных способах, например, ноги–кроль, руки–брасс, кроль на груди без выноса рук.

Само спортивное плавание имеет большое прикладное значение. Любой пловец–разрядник после непродолжительных занятий без труда овладеет специальными навыками спасения утопающих, плаванию в одежде, на боку и т. д.

Плавание на боку используется для транспортировки  грузов, помощи пострадавшим на воде. Брасс на спине удобен для отдыха на воде, транспортировки пострадавшего и грузов. Техника этих и других чисто прикладных способов плавания является несколько специфичной  и будет рассмотрена в следующем разделе.

 

5.2. Техника плавания на боку, брассом на спине и кролем на груди без выноса рук

Техника плавания на боку

При плавании на боку выполняются асимметричные и поочередные движения руками и ногами.

Исходное положение тела — пловец лежит почти горизонтально на левом или правом боку, часть лица в воде, одна рука (та, на котором боку находится пловец) вытянута вперед, другая прижата к туловищу, плечо ее над водой, ноги вытянуты (соответственно, одна выше другой). Угол атаки тела 6–8°. На протяжении плавательного цикла наблюдаются колебания туловища пловца вокруг продольной оси. В результате вращения туловища плечи могут отклоняться от вертикали на 40–50°.

Рассмотрим движения руками и ногами в положении на левом боку (рис. 49).

Движения ногами. При плавании на боку цикл работы ногами может быть разделен на следующие фазы: подготовительная, опорная и скольжение.

Правая нога делает подготовительное движение в плоскости под углом 10–20° к поверхности воды. Это объясняется тем, что выполнение подготовительной части движений ног совпадает с вращением туловища вокруг продольной оси в сторону груди. На подготовительную фазу затрачивается примерно 0,3–0,4 сек. За это время правая нога плавно выводится в исходное положение для выполнения опорной части (опорной фазы). В этом положении бедро расположено по отношению к туловищу под углом 110–120°. Голень с оттянутым носком во время подготовительной фазы укрыта за бедром, и угол между ними не превышает 90°.

Опорная фаза начинается с энергичного разгибания в тазобедренном и коленном суставах. С началом опорной фазы голень выходит из-за бедра, образуя с направлением движения угол до 30°. Стопа поставлена в положение наибольшего возможного перемещения в тыльную сторону. Опора на воду осуществляется главным образом подошвенной стороной стопы. Опорная фаза длится примерно 0,25–0,30 с.

 

 

Рис. 49

 

Левая нога выполняет подготовительное движение в более наклонной плоскости. Угол между ней и поверхностью составляет примерно 15–20°. Движение осуществляется за счет сгибания ноги в коленном и голеностопном суставах. Бедро отклоняется от продольной оси тела незначительно. В исходном положении перед опорной фазой угол между бедром и осью тела составляет примерно 15–20°, а между голенью и бедром — 30–40° (т. е. нога согнута в коленном суставе почти полностью), носок ноги оттянут, голень и стопа развернуты немного внутрь. Колено в исходном положении несколько опущено вниз, стопа у поверхности.

Опорная фаза начинается энергичным разгибанием ноги в коленном суставе. Опора на воду осуществляется тыльной поверхностью стопы и нижней частью голени. Начало опорной фазы выполняется в наклонной плоскости, а окончание — в плоскости, близкой к горизонтальной.

После опорной фазы следует фаза скольжения, которая продолжается около 0,5–0,6 с при общей продолжительности цикла примерно 1,2 с. Во время скольжения ноги вытянуты вдоль обтекающего потока, мышцы ног расслаблены.

Движения руками. При плавании на боку руки также выполняют разные по форме и содержанию движения.

Цикл движения правой руки (в нашем случае она является «верхней») может быть разбит на те же фазы, что и в плавании кролем на груди: фаза входа в воду, фаза захвата, опорная фаза, фаза выхода руки из воды и фаза проноса руки над водой.

После движения над водой рука входит в воду под острым углом. Поверхность сначала проходит кисть, затем предплечье и плечо. Вход руки в воду и захват сопровождаются вращением тела вокруг продольной оси в сторону груди. Пловец стремится быстрее вынести руку в положение для начала эффективной части гребка. Этому способствует поворот тела в сторону руки. При общей продолжительности цикла в 1,2 с продолжительность фазы захвата и опорной фазы составляет примерно 0,2–0,3 с.

При гребке правая рука согнута в локте. Сгибание начинается во время наплыва. К концу опорной части угол между предплечьем и плечом составляет около 140°. Кисть и предплечье перпендикулярны плоскости движений, локоть наружу.

Опорная часть гребка выполняется  вдоль тела в плоскости, близкой к вертикальной. Продолжительность опорной фазы составляет около 0,4 с. В первой половине опорной фазы пловец удерживает руку локтем наружу, во второй половине локоть разворачивается назад. Вторая половина гребка сопровождается вращением тела вокруг продольной оси в сторону спины. При этом плечо выходит из воды.

Опорная часть гребка завершается у линии таза. Затем рука движется к бедру и останавливается. Пауза после остановки может продолжаться примерно от 0,2 с до 1,0 с при медленном плавании и длинном скольжении.

Во время проноса над водой рука полусогнута (примерно как при плавании кролем на груди), мышцы расслаблены.

Цикл движения левой («нижней) руки может быть условно разделен на следующие фазы: фаза захвата, опорная фаза, фаза выведения руки вперед.

Фаза захвата выполняется прямой рукой. К концу фазы рука начинает сгибаться в локтевом суставе. Продолжительность фазы захвата составляет примерно 0,2 с. При медленном плавании время фазы может увеличиваться до 1,0 с.

Опорная фаза левой руки выполняется так же, как и в кроле на груди, только плоскость гребка по отношению к поверхности воды смещена примерно на 90°, так как пловец лежит на боку. Кроме того, во время гребка левой рукой положение пловца на боку зафиксировано. И он не может движением тела вокруг продольной оси содействовать его выполнению.

Так же, как и в способе кроль на груди, рука во время гребка сгибается в локте. В середине движения угол между предплечьем и плечом равен примерно 90–110°. Продолжительность опорной фазы составляет примерно 0,3–0,5 с.

В фазе выведения левая рука сначала движется к туловищу, а потом вперед. Движение руки к туловищу выполняется согнутой в локте примерно до 35–40°. Кисть разворачивается ладонью к туловищу. Далее рука в наиболее обтекаемом положении выводится вперед, при этом она разгибается в локте и разворачивается ладонью вниз.

Согласование движений рук и ног. Во время гребка левой («нижней») рукой и движения над водой правой  («верхней») руки ноги вытянуты вдоль обтекающего потока. Далее при движении левой руки к туловищу и вперед правая рука выполняет  захват воды и опорную часть гребка, а ноги совершают подготовительное движение.

Опорная фаза правой руки совпадает с опорной фазой ног. Левая рука, уже убранная в обтекаемое положение, окончательно выводится вперед. Далее следует скольжение, продолжительность которого зависит от темпа движений и скорости плавания. При скоростном плавании скольжение сводится к минимуму и наблюдается  в момент выполнения фазы захвата левой рукой и начала движения над водой правой руки.

Согласование движений рук и дыхания. В момент, когда левая («нижняя»)рука находится в горизонтальном положении, правая («верхняя») зафиксирована после гребка у бедра. При гребке левой рукой правая рука выполняет движение над водой. В то время когда правая рука начинает опорную часть, левая убирается в обтекаемое положение.

Для вдоха голова поворачивается подбородком к правому плечу, когда правая рука завершает гребок. За счет обтекания щеки пловца встречным потоком воды у рта, так же, как и в способе кроль на груди, образуется лунка, которая облегчает выполнение вдоха. При плавании с паузой вдох выполняется во время паузы. При беспрерывных движениях рук время вдоха совпадает с окончанием гребка правой рукой и началом ее движения над водой. Выдох выполняется в воду на протяжении остальной части плавательного цикла.

Техника плавания брассом на спине

В этом способе тело занимает горизонтальное положение на спине, руки и ноги вытянуты. Угол атаки тела в процессе плавания изменяется от 6° до 15°. Руки совершают одновременные и симметричные движения через стороны к бедрам. Во время проноса над водой кисти разворачиваются ладонями наружу.

Ноги одновременно опускаются, сгибаясь в коленях, и отводя стопы в стороны, отталкиваются от воды, после чего сводятся вместе. Движение идет через стороны вверх.

Во время проноса рук над водой, ноги делают подготовительное движение. Опорные же фазы работы рук и ног почти совпадают.

При небольшой интенсивности и амплитуде или работе одними ногами дыхание может быть свободное. Однако при более энергичной совместной работе рук и ног происходит значительное колебание положения тела, и голова погружается в воду. Поэтому  перед началом проноса рук и началом подтягивания ног делается вдох, опорная фаза и скольжение — выдох.

Техника плавания кролем на груди без выноса рук

Данный способ во многом схож с техникой спортивного способа кроля на груди. Однако при той же работе ног руки выполняют укороченные гребки без выноса из воды. Дыхание также отличается, для вдоха голова не поворачивается в сторону, как в спортивном способе, а приподнимается над водой, лицо смотрит вперед (рис. 50).


 

 Рис. 50

 

Другой разновидностью комбинированной техники может быть та же самая работа ног и дыхания, как в способе кроль на груди без выноса рук, но движения рук выполняются как в способе брасс.

 

5.3. Техника ныряния в длину и глубину

 

Ныряние — плавание под водой без поддерживающих средств и приспособлений. Ныряние часто отождествляют с погружением (и это зафиксировано во многих справочниках), однако термин «ныряние» больше подходит для активных действий пловца в воде в отличие, например, от погружения в водолазном костюме или погружения подводной лодки (батискафа). Погружение   основано на изменении плавучести (ее уменьшении) за счет удельного веса погружаемого объекта и опусканию на дно под действием силы тяжести. Ныряние же предполагает некую мобильность действий. Недаром в свое время наиболее маневренные подводные лодки прозвали ныряльщиками. Упражнения по освоению с водой также содержат термин «погружение», причем преимущественно в статических вариантах.

Ныряние в длину — перемещение пловца под водой преимущественно в горизонтальной плоскости на определенное расстояние.

Ныряние в глубину — перемещение пловца преимущественно в вертикальной плоскости на определенное расстояние. Причем с помощью плавательных движений это будет ныряние, а без них, скорее, все-таки погружение.

Особенностью ныряния является задержка дыхания во время интенсивной физической нагрузки, когда в организм не поступает кислород, столь необходимый для работы мышц и, главное, мозга. При этом в зависимости от нагрузки потребление кислорода организмом увеличивается до 1,5–2 л/мин. Охлаждающее действие воды тоже способствует увеличению потребления кислорода, вызывая кислородную недостаточность.

В воде во время ныряния потребность сделать вдох некоторое время не ощущается. Это происходит до тех пор, пока парциальное давление углекислого газа в крови не достигнет величины, необходимой для возбуждения дыхательного центра. Но и в этом случае усилием воли можно подавить потребность сделать вдох и остаться под водой. При продолжительном воздействии углекислого газа на дыхательный центр его чувствительность понижается. Поэтому нестерпимая вначале потребность сделать вдох в дальнейшем притупляется.

Появление потребности сделать вдох является для ныряльщика сигналом к всплытию на поверхность! Если же ныряльщик не всплывает, то по мере расхода запасов кислорода, содержащегося в воздухе легких, начинают развиваться явления кислородного голодания, которые быстротечны и заканчиваются неожиданной потерей сознания. Кислородное голодание — наиболее частая причина гибели при нырянии.

Длительность произвольной задержки дыхания у взрослого здорового человека в состоянии покоя в среднем составляет 40–55 секунд. Профессионалы-ныряльщики могут задерживать дыхание на 3–4 минуты и более.

Техника ныряния слагается из нескольких самостоятельных компонентов выполнения специальных приемов до и после ныряния, техники ныряния и погружения в воду, изменения глубины и направления движения, а также способов передвижения под водой.

Приемы, облегчающие задержку дыхания. Специальные приемы до и после ныряния обеспечивают и облегчают длительную задержку дыхания. Перед нырянием или погружением в воду в течение примерно 1 мин нужно проделать гипервентиляцию легких—выполнить несколько глубоких вдохов и полных спокойных выдохов. Это способствует выделению из организма углекислоты и тем самым ограничивает ее излишнее накопление в крови во время мышечной работы под водой при задержке дыхания. Непосредственно перед стартом ныряющий выполняет не слишком глубокий вдох. Продвигаясь под водой, пловец через некоторое время после задержки дыхания начинает испытывать желание сделать вдох. Для того чтобы облегчить это состояние, следует выполнить при закрытой ротовой полости два-три глотательных движения и сразу после этого небольшой выдох. Эти действия уменьшают внутрилегочное давление и выводят излишки углекислоты из организма.

Приемы, облегчающие погружение в воду. Ныряние в воду выполняется ногами или головой вниз из опорного или безопорного положения. Ныряние в воду головой вниз с использованием опоры выполняется как обычный стартовый прыжок. Однако ныряние всегда отличает больший угла в воду нежели при обычном старте. Наиболее простым способом ныряния в воду на большую глубину является прыжок в воду ногами вниз.

С поверхности воды вследствие удельного веса человеческого тела, близкого к удельному весу воды, погрузиться сложнее (вот здесь термин «погружение» наиболее уместен). Поэтому используется приемы, изменяющие соотношение действия уравновешивающих сил (тяжести и архимедовой).

При погружении головой вниз вначале следует приподняться из воды за счет гребка руками вниз и выполнить глубокий вдох, затем сделать группировку и полоборота вперед за счет быстрого движения рук вперед, а головы вниз. Придав таким образом туловищу вертикальное положение головой вниз, надо резко выпрямить ноги, подняв их как можно выше над водой, и погрузиться в воду, при необходимости выполняя затем движения в зависимости от избранного способа ныряния (рис. 51).

При погружении ногами вниз надо одновременно оттолкнуться от воды руками и ногами, выпрыгнуть повыше, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, выпрямить и соединить ноги. После того как тело погрузится в воду, оставляя ноги выпрямленными и соединенными, согнуть руки и делать энергичные гребки снизу через стороны вверх. Этот способ используется при погружении на небольшую глубину (рис. 52).

В обоих случаях делается продолжительный выдох, обеспечивающий увеличение удельного веса тела и соответственно возможность погружаться.

Для более глубокого погружения используется другой способ. После того как тело с поверхности воды опустится под воду, надо быстро сгруппироваться и выполнять дальнейшее погружение головой вниз, помогая себе движениями руками избранным способом. Это уже будет ныряние.

 

 

 

 

Рис. 51

 

 

 

Рис. 52

Изменение глубины погружения и направления движения. Наиболее просты следующие приемы изменения глубины погружения: движение головы (вниз и вверх), сгибание в пояснице, изменение положения кистей рук. Для обеспечения ориентировки под водой следует во время ныряния держать глаза открытыми. Рекомендуется также перед погружением в воду наметить хорошо видимые ориентиры— яркие линии на дне, камни, сваи и т. п.

Способы передвижения под водой. Наиболее распространены следующие способы передвижения под водой: «торпеда», брассом на груди, комбинированный способ и способ на боку. Все способы являются производными техники плавания на поверхности с некоторыми изменениями, а также комбинацией элементов техники различных способов плавания.

Способ торпеда. Тело пловца вытянуто, руки впереди, голова между руками. Передвижение осуществляется за счет выполнения энергичных движений ногами, как при плавании кролем на груди. 

Способ брасс. Существует три основных варианта использования брасса.

Первый вариант. Из исходного положения (руки впереди, голова между руками) руки выполняют длинный гребок до бедер (в горизонтальной или вертикальной плоскости), после которого следует короткая пауза (ноги вытянуты). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные, затем гребковые движения и т. д.

Второй вариант. Руки выполняют гребок до бедер, затем следует пауза (ноги выпрямлены). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные движения, после чего руки остаются впереди, а ноги выполняют гребок, после которого следует вторая, но короткая пауза и т. д.

В третьем варианте применяется обычная техника брасса на груди.

Способ на боку. При нырянии этим способом происходят следующие изменения в технике плавания: из исходного положения (тело лежит на боку, руки вытянуты вперед) обе руки одновременно выполняют гребок вниз–назад к бедрам (короткая пауза). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные, затем гребковые движения и т. д.

Комбинированный способ. При нырянии этим способом руки выполняют длинные гребки брассом в сочетании с попеременными непрерывными движениями ногами кролем. После гребка руками допускается незначительная пауза.

 

5.4. Техника спасения утопающих

Оказание помощи пострадавшему на воде — долг и обязанность каждого гражданина. В зависимости от той или иной ситуации необходимы четко скоординированные действия для оказания помощи.

Как правило, в местах массового купания созданы специальные станции. Время их работы и количество обслуживающего персонала определяется их назначением в данном месте. В зависимости от этого для несения спасательной службы им придаются быстроходные катера, шлюпки, машины, водолазное снаряжение, средства связи и наблюдения, спасательный инвентарь, санитарное и хозяйственное имущество. В состав обслуживающего персонала входят водолазы спасатели, рулевые-мотористы, матросы, связист и медицинские работники.

На водоемах большой протяженности каждая спасательная станция или пост имеют свою зону обслуживания. В случаях, когда по какой-то причине профессиональные спасатели не могут вовремя  прибыть на место происшествия, необходимо умело использовать имеющийся спасательный инвентарь или подручные средства. В местах массового купания вдоль берега через каждые 25 м и не далее 3 м от воды устанавливаются щиты или столбы, на которых и размещается спасательный инвентарь.

К спасательному инвентарю относятся спасательные круги, шары Суслова, конец Александрова, багры и «кошки».

Спасательные круги изготавливаются из пробки, пенопласта и других материалов, обтягиваются материей и окрашиваются в яркий цвет. Диаметр круга — 60–80 см, вес 5–7 кг. По наружному краю круга крепится веревка.

Чтобы как можно дальше бросить круг, необходимо взяться за веревку и энергичным маховым движением послать его тонущему. Последний, в одном случае, продевает одну руку в круг и ставит его в вертикальное положение, в другом —  продевает обе руки и голову  и опирается на него грудью. В таком положении пострадавшему легче ожидать помощи относительно длительное время или самостоятельно передвигаться, чтобы выбраться из воды (рис. 53).

 

 

Рис. 53

 

Шары Суслова изготавливаются из пробки или пенопласта и окрашиваются в яркий цвет. Оба шара соединены между собой веревкой длиной 50–60 см. Вес каждого шара составляет 2,5 кг, диаметр — 21–25 см (рис. 54). К середине веревки, соединяющей шары, привязывается длинный прочный шнур для подтягивания пострадавшего к берегу. Чтобы бросить шары тонущему, надо взяться за середину веревки, соединяющей шары, и маховым или круговым движением снизу вверх бросить их пострадавшему.

 

 

Рис. 54

 

Конец Александрова – прочная  тонкая веревка длиной около 40 м с петлей, двумя поплавками и грузом на одном конце и небольшой петлей на другом.  Удерживая малую петлю в одной руке (половину конца можно положить на землю), надо взять в другую руку вторую половину конца (с грузом и поплавками) и энергичным кругов движением бросить тонущему. В рабочем положении конец Александрова должен быть сложен большими петлями. Применяется в тех случаях, когда невозможно использовать тяжелый спасательный круг или шары Суслова.

Для отыскания и извлечения из воды утонувших или вещей применяются багры и «кошки».

Нередки случаи безотлагательной помощи и невозможности по различным причинам использовать специальный спасательный инвентарь. Можно использовать плавательные круги, надувные матрацы и др.

Если человек, находящийся в воде, устал или испугался глубины, и для оказания ему помощи нельзя применить спасательный инвентарь или другие подручные средства, то надо подплыть к такому человеку и постараться убедить его в том, что опасность ему не угрожает и что ему помогут добраться до берега. Паника на воде — основная причина утоплений даже на спокойном водоеме и в тихую погоду. Для этого уставший опирается одной рукой на плечо спасателя или обеими руками на плечи спасателя со стороны спины. Если рядом окажется несколько человек, хорошо умеющих плавать, то тогда 2 человека располагаются рядом с уставшим и плывут брассом, а последний опирается руками на их плечи.

Спасение утопающего можно условно разбить на несколько следующих этапов: вход в воду,  подплывание к тонущему, освобождение от возможных захватов, транспортировка к берегу и оказание первой помощи на берегу.

Вход в воду осуществляется в том месте, где наиболее быстро и удобно, а главное, безопасно добраться до пострадавшего. В некоторых случаях целесообразнее будет пробежать, например, несколько метров по берегу с учетом течения. В любом случае спасателю необходимо быстро и спокойно оценить обстановку.

Подплывание к тонущему зависит от условий и технических и физических возможностей пловца-спасателя. К тонущему необходимо подплывать со стороны спины. Примерно за 3–5 м до потерпевшего желательно скрыться (нырнуть) под воду. Незаметное подплывание, и особенно со спины, может исключить возможные захваты потерпевшего, который в таких случаях часто не контролирует свои действия и очень опасен для спасателя.

Если тонущий поворачивается лицом, надо погрузиться под воду, взять пострадавшего за бедра, повернуть  к себе спиной, и поднявшись на поверхность, осуществить захват для транспортировки.

Освобождение от возможных захватов. Наиболее распространены захваты за руки, голову, шею, туловище, значительно реже — за ноги. Инстинкт самосохранения и паника потерпевшего приводят к прямо противоположному эффекту (в отличие от тех же животных, которые благодаря инстинкту выбираются из воды с помощью плавательных движений), его действия напрямую угрожают жизни спасателя. Нередки случаи обычного удушения (!) человека, прибывшего на помощь. Чтобы избежать попадания в так называемую «мертвую хватку» тонущего, спасателю необходимо четко выполнять действия на данном этапе.

Существует два основных способа освобождения от таких захватов: погружение и использование болевых приемов.

Перед погружением необходимо сделать глубокий вдох и опуститься вместе с тонущим под воду. Этого часто бывает достаточно, чтобы тонущий отпустил спасателя. Освободившись от захвата, нужно взять пострадавшего за руку и повернуть к себе спиной.

Болевые приемы могут быть самые разнообразные и  применяться в зависимости от сложившейся обстановки и характера захватов тонущего. Так, от захватов за руки освобождаются резким движением одной руки или обеих рук в сторону больших пальцев рук тонущего.

Если тонущий захватил спасателя двумя руками сзади за шею, то нужно взяться за большие пальцы рук утопающего и с силой развести их в стороны. Далее, удерживая тонущего за руку, поднырнуть под нее и выйти со стороны спины. При аналогичном захвате спереди надо упереться одной рукой или двумя руками в подбородок тонущего и с силой оттолкнуть его от себя. При этом можно помогать ногой, упираясь в грудь тонущего.

От захватов сзади за туловище над руками освобождаются резким движением обеих рук вверх–в стороны, одновременно захватывая тонущего за руку и поворачивая к себе спиной.

Если пострадавший обнаружен на дне, то его берут под мышки, за руки или волосы, отталкиваются от дна и вместе с ним  поднимаются на поверхность.

Транспортировка к берегу. Способы транспортирования пострадавшего к берегу зависят от поведения и состояния пострадавшего и подготовки спасателя. Наиболее распространены следующие основные способы транспортировки тонущего:

1)     Описанный выше способ, когда спасатель плывет брассом, а потерпевший держится сзади за его плечи (рис. 55).

 

 

Рис. 55

 

 

2)     Потерявшего сознание транспортируют, держа за волосы, выполняя движения ногами (брассом, на боку или кролем) и свободной рукой (рис. 56).

 

 

 

 

Рис. 56

 

3)     В положении лежа на спине, взять пострадавшего двумя руками за подбородок, чтобы лицо его было на поверхности, выпрямить руки и плыть на спине, работая ногами брассом (рис. 57).

 

 

Рис.57

 

4)     В положении лежа на боку одну («верхнюю») руку продеть под руку пострадавшего, взять его за подбородок и транспортировать к берегу, выполняя движения ногами на боку и делая гребки другой рукой (рис. 58).

 

 

 

Рис. 58

 

5)     В положении на боку положить пострадавшего на спину, «верхней» рукой взять его за «дальнюю» руку (за плечо, предплечье или запястье), продев свою между спиной и «ближней» рукой пострадавшего (рис. 59).

 

 

 

Рис. 59

 

Во время транспортировки надо следить за тем, чтобы лицо пострадавшего находилось над водой. Способы транспортирования можно менять, не выпуская руки пострадавшего.

Оказание первой помощи на берегу. Пострадавшего выносят из воды, держа за бедра и поясницу или за ноги и подмышки (вдвоем), укладывают на мягкую подстилку или переносят в медпункт и оказывают первую помощь.

Потерпевшие, нуждающиеся в медицинской помощи, подразделяются на 2 категории.

К первой относят людей, извлеченных с поверхности воды и своевременно доставленных на берег. Если пострадавший находится в сознании, то его переодевают в сухую одежду. В случае обморочного состояния, чувства головокружения рекомендуется периодически давать нюхать тампон, смоченный нашатырным спиртом. Если потерпевший не приходит в сознание, то необходимо приступать к искусственному дыханию, сопровождая его непрямым массажем сердца, который выполняется следующим образом.

Со стороны груди на область сердца пострадавшего оказывающий помощь накладывает ладонь и кончиками пальцев, не отрывая ладонь от груди, выполняет ритмичные толчкообразные движения с частотой до 60–70 раз в минуту. Когда потерпевший придет в сознание, ему дают горячий чай или кофе, и он некоторое время отдыхает.

Вторая категория — лица, утонувшие или извлеченные  из-под воды или со дна водоема. Помощь им надо оказывать в два этапа, не теряя времени.

Первый этап — подготовка  к выполнению искусственного дыхания. Вытащив пострадавшего из воды, надо освободить полость рта, носа и верхних дыхательных путей от ила, песка и воды. Рот открывают специальным медицинским приспособлением или пальцами, обернутыми чистой мягкой тканью. Можно воспользоваться и твердым плоским предметом (ручка ложки, дощечка, расческа и др.), также обернутым мягкой чистой тканью. При этом одной рукой надо осторожно вставить предмет между коренными зубами пострадавшего, а другой нажать вниз на подбородок. При необходимости следует энергично массировать челюстные мышцы. Чтобы рот оставался открытым, между коренными зубами вставляют небольшую пробку, плотный ватный тампон и др. Затем быстро очищают рот от воды, песка или ила. Далее оказывающий помощь становится на одно колено, приподнимает пострадавшего и укладывает его животом на бедро согнутой ноги так, чтобы голова была ниже таза (рис. 60). Надавливая между лопатками и энергично поглаживая спину по направлению к голове, удаляют воду из желудка и верхних дыхательных путей. Затем повторно осматривают ротовую полость, удаляют слизь и вынимают приспособление для роторасширения. Специальным приспособлением (языкодержатель) язык пострадавшего вытягивают наружу и закрепляют во избежании его западения и удушья. Язык можно закрепить также бинтом, галстуком, платком и др.

 

Рис. 60

Второй этап — выполнение искусственного дыхания. К искусственному дыханию приступают сразу же после очищения ротовой полости и удаления воды.

Существует несколько способов  искусственного дыхания, которые применяются в зависимости от состояния пострадавшего.

Способ Сильвестра-Броша. Данный способ применяется, если руки и грудная клетка потерпевшего не повреждены.

Для начала пострадавшего необходимо положить на спину, подложив под лопатки туго свернутый валик из одежды (его высота должна быть не более 20 см). Оказывающий помощь становится на колени у изголовья пострадавшего, берет его руки за лучезапястные суставы и приступает к искусственному дыханию. Начинать надо всегда с выдоха. Для этого руки пострадавшего следует прижать к нижним ребрам и плавно надавить на них на два счета. Вдох выполняется за счет расширения грудной клетки резким движением рук пострадавшего вверх–в стороны. Затем следует пауза (на два счета). Далее все повторяется снова. Темп не более 14–16 движений в минуту, что соответствует частоте дыхания здорового человека (рис. 61).

 

  

 

Рис. 61

 
Способ Шефера.
  Данный способ применяется, когда у пострадавшего повреждены руки, язык не фиксируется.

 При этом способе пострадавшего необходимо положить лицом вниз, вытянув обе руки вперед. Оказывающий помощь становится на колени и плавным движением кистей, перенося на них вес тела, нажимает на нижние бедра пострадавшего (на три счета). Это  соответствует выдоху. Затем также на три счета надавливание прекращается, и воздух поступает в легкие (рис.62).

Рис. 62

 

Способ Каллистова. Данный способ применяется при повреждениях рук и грудной клетки пострадавшего.

При этом способе пострадавшего необходимо положить на грудь, голову повернуть в сторону и подложить под нее сложенную в несколько рядов ткань. Руки при этом согнуты, язык не фиксируется. Оказывающий помощь становится на колени у головы пострадавшего, охватывает его лопатки лямкой или связанными полотенцами, пропускает оба конца под мышками у плечевых суставов, связывает концы и набрасывает лямку себе на шею. Оказывающий помощь, отклоняясь назад на три счета, распрямляет грудную клетку пострадавшего, вызывая вдох. При наклоне вперед тоже на три счета давление лямки прекращается и наступает выдох (рис. 63).

 

 

 

Рис. 63

Искусственное дыхание «рот в рот». При его выполнении пострадавшего укладывают на спину (или сажают, прислоняя спиной к стенке, дереву) и, открыв рот, делают вдох, вплотную прислонив рот оказывающего помощь ко рту пострадавшего. Выдох производится отсасыванием воздуха из легких потерпевшего. Все это делается с частотой дыхания не более 14–16 раз в минуту. При этом рот потерпевшего закрывают марлей или неплотной тканью, а ноздри — ватными тампонами.

Чтобы избежать охлаждения тела во время искусственного дыхания, пострадавшего растирают, массируют, согревают грелками. Все это делает медсестра (если пострадавший в медпункте) или один из помощников спасателя.

Искусственное дыхание необходимо делать до момента появления нормального дыхания.

После того как пострадавший придет  в сознание, его надо тепло одеть и напоить горячим чаем. Домой пострадавшего разрешается отпускать лишь по истечении определенного времени (примерно 3-4 часа) и обязательно в сопровождении работника спасательной службы или медперсонала. Даже после благополучного исхода и возвращения домой необходимо провести тщательное медицинское обследование. Ослабленного же человека непосредственно помещают в больницу и сообщают о случившемся родственникам.

 
5.5. Методика обучения прикладному плаванию

 

Обучение нырянию в длину и глубину начинается, как правило, после освоения всех спортивных  способов плавания. При изучении техники ныряния вначале знакомятся с упражнениями на суше, затем их осваивают в воде.

Комплекс упражнений, направленных на умение задерживать дыхание и переносить повышенное давление воды на суше

1.И.п. — стойка ноги врозь — глубокий вдох и медленный продолжительный выдох. Повторить 6-8 раз.

2. И.п. — стойка ноги врозь — глубокий вдох, сделать непродолжительную задержку дыхания (до 15 сек) и продолжительный выдох. Повторить 4–5 раз.

3. То же, постепенно увеличивая задержку дыхания. Повторить 2 раза.

4. Глубокий  вдох, продолжительная задержка дыхания и глотательные движения, не открывая рта. Повторить 2 раза.

5. То же, сочетая глотательные движения с небольшими выдохами. Повторить 2 раза.

Данные упражнения, как правило, выполняются во вводной части урока и чередуются  с другими упражнениями. Вначале они выполняются без движений, стоя. По мере ознакомления сочетаются с ходьбой и бегом на месте, с движениями рук. Далее их делают сидя на скамейке в согласовании с движениями ног кролем и брассом, сочетая задержку дыхания с движениями ног кролем, рук брассом и т. д.

 

Комплекс упражнений в воде, направленных на умение задерживать дыхание и переносить повышенное давление воды

 

1.     Неглубокий вдох, погрузиться в воду с головой и выполнить продолжительный выдох. Повторить до 10 раз.

2.     Глубокий вдох, погрузиться в воду и сделать энергичный выдох. Повторить 2 раза, выполняя по 10–15 выдохов.

3.     Неглубокий вдох, погрузиться в воду, пробыв под водой не более 10 сек, выполнить небольшой выдох, затем снова задержать дыхание и пробыть под водой еще 5–10 сек. Повторить 2–3 раза.

4.     Вдох, погрузиться в воду, взяться руками за опору и задержать дыхание. Перед выходом из воды выполнить энергичный выдох. Повторить 2–3 раза, увеличивая время пребывания под водой до 20–30 сек.

5.     То же, выполняя глотательные движения. Повторить 2–3 раза.

6.     То же, чередуя глотательные движения с небольшими выдохами. Повторить 2–3 раза.

Упражнения необходимо изучать на мелком месте, постепенно увеличивая глубину погружения до 2–3 м. Вначале упражнения выполняются в опорном положении, затем в сочетании со скольжением. При погружениях обязательно открывать глаза. Дозировка упражнений и время пребывания под водой увеличиваются по мере освоения каждого из них. Например, на первом занятии выполняются все упражнения в объеме, указанном в первом пункте, и только на мелком месте. На последующих уроках увеличивается как число повторений, так и глубина погружения занимающихся.

     Далее идет обучение технике погружений в воду. Правильное погружение во многом определяет успешное продвижение человека под водой. Наиболее простые погружения выполняются из опорного положения. Это прыжки ногами или головой вниз с бортика бассейна, стартовой тумбочки, лодки, берега; это отталкивания от борта бассейна или берега и т. д. Занимающиеся осваивают простые и стартовые прыжки до изучения ныряния. Их следует учить прыжкам в воду вниз головой под большим углом к поверхности воды, а ногами вниз  с большим вылетом вверх.

   Погружения из безопорного положения (с поверхности воды) значительно сложнее. Они выполняются ногами и головой вниз. Для ознакомления с техникой этих способов рекомендуются следующие упражнения.

Комплекс упражнений на суше для обучения технике погружения из безопорного положения

1.      Широкая стойка, руки в стороны, стопы разведены. Полуприсед, сделав вдох, прыгнуть вверх, руки прижать к туловищу. Повторить 6–8 раз.

2.      То же, но во время полета руки быстро пронести перед грудью вверх. Держать. Повторить 6–8 раз.

3.      Руки впереди. Сделать вдох, руки вниз-назад. Одновременно наклониться вперед, опереться руками о пол и поднять одну ногу вверх. Держать (дыхание задержать). Повторить 3–4 раза.

            

Комплекс упражнений в воде для обучения технике погружения из безопорного положения

 

1.            Простые прыжки ногами вниз с большим вылетом вверх, руки вверх. Погружаться до полной остановки или касания дна ногами. Повторить 5–6 раз.

2.            Стартовые прыжки под большим углом к поверхности воды (на глубоком месте). Повторить 6–8 раз.

3.            Находясь в воде в безопорном вертикальном положении (за счет попеременных движений согнутыми ногами), руки у поверхности, одновременно оттолкнуться от воды руками и ногами (гребок ногами брассом), выпрыгнуть как можно выше, сделать вдох, руки прижать к туловищу. Погружаться до полной остановки или касания дна ногами. Повторить 5–6 раз.

4.            То же, но после выпрыгивания руки вверх. Повторить 5–6 раз.

5.            Скольжение на груди, руки впереди. Сразу после толчка сделать резкое движение туловищем вниз (сгибание в пояснице), ноги вверх повыше. Погружаться до полной остановки или касания дна руками. Повторить 4–5 раз.

6.            Находясь в воде в безопорном вертикальном положении, руки у поверхности, последовательно, за счет движения ногами и руками, выпрыгнуть из воды, выполнить вдох, сгруппироваться, сделать пол-оборота вперед в группировке. Подняв ноги над водой повыше, погружаться до полной остановки или касания дна руками. Повторить 2–4 раза.

При нырянии важно соблюдать правильное направление и точно выйти к намеченному ориентиру.

 

 Комплекс упражнений на суше для обучения умению изменять глубину погружения и направление движения

 

1.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Резкое сгибание рук в лучезапястных суставах. Повторить 6–8 раз.

2.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Не наклоняясь, резкое движений головой вниз. Повторить 5–6 раз.

3.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Резкое движение головой вниз и одновременно сгибание рук в лучезапястных суставах. Повторить 5–6 раз.

4.     И. п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Быстрый наклон туловища вперед до горизонтального положения. Повторить 5–8 раз.

5.     И.п. — стоя, руки вверх, голова приподнята, смотреть вверх. Наклоны туловища влево, вправо, назад. Повторить 5–8 раз в каждую сторону.

 

 Комплекс упражнений в воде включает упражнения, выполняемые в сочетании со скольжением. Занимающиеся сразу после отталкивания (когда тело движется с максимальной скоростью) последовательно проделывают упражнения, которые они освоили на суше.

Далее идет обучение способам передвижения под водой. Выбор способа передвижения под водой зависит от того, насколько успешно освоен тот или иной способ плавания. Однако занимающиеся должны изучать все известные способы передвижения.

 

Комплекс упражнений на суше для обучения передвижению под водой

 

1.        И.п. — сидя или лежа на скамейке (на спине), руки вверх. Движения ног кролем, задерживая дыхание.

2.        И.п. — лежа на скамейке на груди. Движения ног кролем и рук брассом (через  стороны до бедер), задерживая дыхание.

3.        И.п. — стоя, руки вверх. Движение рук брассом до бедер, пауза. Далее руки и одна нога выполняют подготовительные движения брассом. Затем из исходного положения стоя на одной ноге, руки вверх, гребок ногой, пауза и т. д.

4.        И.п. — стоя, руки вверх. Подготовительное движение одной ногой брассом, затем одновременные гребковые движения рук и ноги, пауза. Далее руки и нога выполняют подготовительные движения и без задержки снова одновременные гребковые движения рук и ноги и т. д.

5.        И.п. — стоя, руки вверх. Подготовительное движение на боку «верхней» ногой. Далее следуют одновременные гребковые движения рук (через одну сторону) и ноги, пауза. Затем руки и нога выполняют подготовительные движения и снова одновременные гребковые движения и т. д.

В воде выполняют все те же перечисленные упражнения.

До начала занятий на воде с обучающимися проводится беседа, в которой им еще раз напоминают о правилах выполнения гипервентиляции перед нырянием, приемах, облегчающих ныряние, и др.

Во время проведения занятий в воде длина преодолеваемой при нырянии дистанции и глубина погружения увеличиваются постепенно. Особое внимание уделяется дозировке упражнений. Например, на первом занятии занимающиеся ныряют 1–2 раза всеми способами на расстояние не более 10 м. На последующих занятиях можно сочетать ныряние в длину избранным способом (2–3 раза по 10–15 м) с нырянием в глубину на 2–3 м (также не более 2–3 раз). Ныряние на расстояние 25 м и в глубину до 4 м (больше запрещается) разрешается выполнять не более 1 раза за занятие.

Ныряние необходимо чередовать с дыхательными упражнениями и свободным плаванием. Все упражнения, связанные с пребыванием под водой, изучают в основной части занятия, на что отводится 20–25 % всего времени занятия.

Во избежание травм и несчастных случаев при нырянии необходимо соблюдать следующие требования:

1.     К занятиям допускать только обучающихся, прошедших медицинский осмотр и имеющих разрешение  врача;

2.     На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину. Количество одновременно ныряющих на дальность и в глубину не должно превышать количества преподавателей, проводящих занятие. Очередная группа может начинать упражнение только с разрешения преподавателя. Свободные от выполнения упражнений обучающиеся должны находиться на бортике или в воде на мелком месте. Нырять необходимо только с открытыми глазами;

3.     Старт при нырянии из опорных положений можно принимать лишь на глубокой части бассейна;

4.     Категорически запрещается выполнять упражнения в воде без разрешения преподавателя;

5.     При занятиях в водоемах с непрозрачной водой занимающихся надо обвязывать прочным шнуром или веревкой, свободный конец которой должен находиться в руках преподавателя.

Если занятия проводятся в открытых естественных водоемах (без ограничителей резервуара), то требования намного возрастают. Тщательно проверяется глубина водоема и состояние дна. При сильном течении ныряние проводить запрещается. Нырять в длину можно только с глубокого места на мелкое, обвязав предварительно занимающегося шнуром. Если на занятии один преподаватель, то из числа лучших пловцов необходимо назначить несколько помощников-дежурных.

Особое место в методике обучения прикладному плаванию занимает обучение спасению тонущих. На занятиях по прикладному плаванию изучают подплывание к тонущему, освобождение от захватов, извлечение пострадавшего со дна, транспортирование, искусственное дыхание, меры по сохранению жизни пострадавшего, пользование спасательным инвентарем.

Занятия, на которых учащихся обучают спасанию тонущих, проходят на суше и в воде. На суше с ними проводятся беседы по предупреждению несчастных случаев на воде, их знакомят с наиболее характерными захватами и приемами освобождения от них, способами удержания пострадавшего во время транспортирования, способами искусственного дыхания. В воде занимающиеся изучают способы подплывания к тонущему, захваты и приемы освобождения  от них, а также транспортирование пострадавшего.

Комплекс упражнений в воде для обучения технике спасения утопающих

1.     Плавание на ногах способом брасс на спине, кисти рук над водой.

2.     Плавание на ногах способом кроль на спине, кисти рук над водой.

3.     Плавание на ногах способом на боку, «верхняя» рука над водой, «нижняя» выполняет гребок.

4.     Плавание избранным для транспортирования способом, удерживая в руках легкий предмет: плавательную доску, мяч и др.

5.     Захваты и приемы освобождения от них (вначале на мелком месте в опорном положении, затем на глубине).

6.     Плавание избранным способом, транспортируя мнимо пострадавшего (постепенно увеличивая проплываемое расстояние).

При изучении способов транспортирования тонущего необходимо, чтобы каждый занимающийся научился свободно транспортировать своего товарища на расстояние не менее 50 м.

 

 

 

Проверочный тест по модулю Обучающий тест Назад/вверх
Copyright   ©   Кафедра спортивных дисциплин факультета физической культуры и спорта ПИ ЮФУ
Все права защищены.  Издание в целом  или его части в какой-либо форме не могут быть воспроизведены без письменного разрешения автора.