УМК

Главная
Модули



Модуль 1. Общая характеристика, особенности и классификация плавания


Назад к модулям

Модуль 1. Общая характеристика, особенности и классификация плавания

 Понятие «плавание» логичнее рассматривать со следующих позиций: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.

Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Ныряния, погружения и плавание под водой, в том числе с помощью различных средств (ласты, акваланг и др.), является уже производным от умения плавать, т. е. способности держаться на поверхности воды.

Плавание как учебный предмет — область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания, методику обучения и т. д. Данная область знаний, постоянно пополняющаяся и совершенствующаяся, используется для качественного проведения процесса обучения плаванию, организации учебных и тренировочных занятий, подготовки специалистов (учителей, тренеров, инструкторов) и их профессиональной переподготовки.

Вид плавания — одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

Виды плавания:

  • спортивное
  • оздоровительное
  • игровое
  • фигурное (художественное, синхронное)
  • прикладное
  • подводное

Спортивное плавание  характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании – подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, т. е. пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Но так как способ кроль на груди является самым быстрым из существующих на сегодня, то пловцы используют именно его.

По скорости самым быстрым является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс.

 Программа соревнований на олимпийских играх включает плавание данными способами в бассейне 50 м на различные дистанции: вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 м для женщин и  50, 100, 200, 400 и 1500 м для мужчин), кроль на спине  (100, 200 м), брасс  (100, 200 м), баттерфляй (100, 200 м), комплексное плавание (200 и 400 м), включающее в себя преодоление равных отрезков  дистанции разными способами, сменяющимися в четкой последовательности (сначала баттерфляй, потом кроль на спине, брасс, вольный стиль) и эстафетное плавание.

В эстафетном плавании 4´100 м, 4´200 м вольным стилем принимают участие четыре пловца, которые плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок 100 м (200 м), в комбинированной же эстафете 4´100 м каждый из пловцов плывет одним из четырех способов, которые также идут друг за другом в четкой последовательности (первый этап в комбинированном  плавании начинается со способа кроль на спине, потом брасс, баттерфляй и вольный стиль).

В настоящий момент олимпийская программа по плаванию включает 32 номера (16 дистанций у мужчин и 16 — у женщин).

Программа чемпионатов мира и других международных соревнований несколько отличается от олимпийской, более того, в настоящее время проводятся отдельно соревнования в бассейнах 50 м и 25 м (на короткой воде), в связи с чем и мировые достижения регистрируются отдельно.

Спортивное плавание имеет свои разновидности. Например, марафонское  проводится на открытой воде — дистанции 5, 10, 25 км. Существует зимнее плавание (в холодной воде) — объединившее в себе элементы закаливания (моржевания) и плавания на скорость. Плавание как один из видов входит в программу триатлона, не так давно включенного в олимпийскую программу.  Также плавание на различные дистанции входит как обязательное упражнение в различные виды многоборья, например современное пятиборье (олимпийский вид), морское многоборье и др.

Оздоровительное плавание использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные — спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами  и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д. 

Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах.

Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр — водное поло — стала олимпийским видом спорта.

Фигурное (художественное, синхронное) плавание — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Может выполняться индивидуально и группами. Используется при организации водных праздников и представлений. Синхронное плавание является и отдельным видом спорта, входящим в олимпийскую программу соревнований.

Прикладное плавание — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Например, человек идет в бассейн, чтобы за какое-то время научиться плавать. Он не хочет быть спортсменом, он не хочет или не может заниматься оздоровительным плаванием, но он хочет овладеть навыком плавания, чтобы выжить в экстренной ситуации, оказавшись в воде, помочь пострадавшим и т. д. Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности. Прикладное плавание подразделяется на виды: преодоление водных преград, ныряние, спасение утопающих.

Подводное — плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Большое распространение в настоящее время получил дайвинг как часть активного и экстремального туризма. Подводное плавание существует и как вид спорта.

Существенными особенностями плавания, отличающими его от других видов физических упражнений и движений человека, являются:

– нахождение тела в воде;

– горизонтальное положение тела;

– тело находится во взвешенном состоянии, без твердой опоры, т. е. в условиях относительной невесомости.

Плавание, как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.

Плавание в большей степени, чем гимнастические упражнения, улучшает работу внутренних органов, обмен веществ, деятельность желудка и кишечника, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим.

В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т. д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.

Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыхания. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течение 3–5 минут при температуре 24–25°С увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ — на 50–75 %. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение веса тела человека в воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов. Плавание является наименее травматичным видом физических упражнений.

Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее действие при распространенных сейчас остеохондрозах, позволяет исправлять дефекты осанки, искривление позвоночника. В детском возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

Считают, что для лечения и профилактики начальных стадий нейроциркуляторной дистонии, гипотонической болезни и атеросклероза нет более эффективного средства, чем купание в прохладной (1720°С) воде. При этом активно стимулируется эндокринная система, тонизируются нервные центры. Не менее важно также благотворное действие гидродинамического массажа тела и кровеносных сосудов, которое происходит при плавании.

При систематических занятиях плаванием у человека повышается тонус нервной и мышечной системы. Плавание приводит к образованию новых двигательных навыков. При систематических занятиях формируются стойкие двигательные стереотипы, связанные с улучшением условно-рефлекторных связей между различными системами организма. Плавание способствует также развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создаются более благоприятные условия для их снабжения кислородом. Это связано с цикличностью плавания, т. е. строгим чередованием напряжения и расслабления мышц. Плавание способствует также увеличению объема мышечных волокон, развивает и воспитывает такие физические качества, как выносливость (в большей степени), силу, ловкость, гибкость, быстроту.

Все это предопределяет положительные стороны занятий плаванием.

При всех положительных моментах необходимо знать и отрицательное воздействие, которое может оказать плавание при его неправильном применении.

Длительное пребывание в воде чревато переохлаждением организма, снижением иммунитета и, как следствие, — появлению простудных заболеваний. Поэтому плавание при всех его положительных сторонах не должно превратиться в бесконтрольное и бессистемное занятие. Особенно это касается детей, которые менее чувствительны и внимательны к реакции своего организма на переохлаждение, особенно в игровых ситуациях.

Следует знать, что при пребывании в воде, особенно прохладной, изменяется функция выделительных органов: угнетается деятельность потовых желез, поэтому основная нагрузка ложится на почки — практически все шлаковые вещества в этих условиях выделяются через них. Чем холоднее вода, тем больше нагрузка на почки, вплоть до появления в моче белка, эритроцитов. Вот почему при наличии отклонений в функции почек к занятиям плаванием нужно подходить с осторожностью.

При проведении учебных занятий, тренировок, водных праздников и др. на открытых водоемах и в бассейне необходимо руководствоваться температурой воды и воздуха с целью корректировки времени нахождения в воде, интенсивности упражнений, количества подходов  (заплывов) и т. д.

Профессиональные пловцы страдают заболеванием почек именно по этим причинам. Несмотря на довольно комфортную температуру в бассейне, спортсмены-пловцы находятся в нем несколько часов, и даже при отсутствии явных внешних признаков переохлаждения, почки незаметно охлаждаются. А угнетение деятельности потовых желез, да еще и в условиях длительной и интенсивной физической работы при проведении тренировки добавляет на них нагрузку.
Если плавание в открытых водоемах все чаще в последнее время запрещается органами санэпиднадзора по причине их загрязнения, то в бассейнах России в большинстве своем другая проблема — до сих пор используется старая система очистки воды, а именно: двумя широко распространёнными в России продуктами — гипохлоритом кальция и гипохлоритом натрия. Испарения хлора в ванне бассейна негативно влияют на дыхание и слизистые человека, вызывая раздражение и аллергию. При плавании без очков характерно раздражение глаз, проявляющееся в их покраснении и слезоточивости. Хлор также сушит кожу. При длительных занятиях, характерных для спортсменов-пловцов, хлор настолько  въедается в кожу, что даже при относительно долгом в перерыве посещениях бассейна чувствуется его запах. В последнее время наметился прогресс в альтернативных и безвредных для человека системах очистки и обеззараживания воды в бассейнах.

Плавание в системе физического воспитания и спорта. Плавание является физическим упражнением с ярко выраженной оздоровительной и прикладной направленностью. Поэтому оно входит в систему физического воспитания человека как одно из основных средств. Программы образовательных учреждений всех уровней содержат плавание как обязательный вид физических упражнений. Другое дело, что сама программа в части плавания не всегда выполняется из-за отсутствия мест и условий для занятий плаванием.

Основные задачи обучения плаванию:

  • прикладная
  • оздоровительная
  • развивающая
  • воспитательная
  • образовательно-познавательная

Эти же задачи решаются и в процессе специально организованных занятий по плаванию.

Решению прикладной задачи как одной из главных уделяется первостепенное значение. Научить человека держаться на воде — необходимое условие для решения в полной мере и всех других задач. Программа по физическому воспитанию в школе включает разделы освоения навыка плавания и его дальнейшего закрепления. Несмотря на острую нехватку бассейнов при общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и вузах, данная задача решается дополнительно и в условиях широко разветвленной сети оздоровительных лагерей и по инициативе и при непосредственном участии родителей.

Некоторые спортивные секции имеют ограничения не только по возрасту, но и по прикладным умениям. Без умения плавать никогда не примут, например, в секцию гребли, водно-моторных и парусных видов, где как раз плавание и проявляется как жизненно необходимый навык.

Решение прикладной задачи наиболее эффективно и целесообразно в детско-юношеском возрасте. Наиболее благоприятный  период — 6–7 лет (по другим данным — 5–8). Именно в этом возрасте ребенок, с одной стороны, адекватно будет реагировать на действия учителя, а учитель — иметь обратную связь с обучаемым, с другой — нервно-мышечный аппарат ребенка очень гибок и чувствителен к постигаемым движениям.

В более позднем возрасте научить человека плавать будет тяжелее с каждым последующим годом его жизни (см. принцип природосообразности). Но это не значит, что невозможно. Нередки случаи, когда в бассейн приходят люди, перешагнувшие рубеж в 40, 50 и более лет, с целью научиться плавать.

При определенных условиях можно сохранить жизненно необходимый навык и с самого рождения.

Теоретически решить прикладную задачу можно с расширением сети плавательных бассейнов, причем именно при общеобразовательных школах, т. к. через систему общего образования проходит практически все население страны.

Оздоровительная задача решается путем организации систематических занятия плаванием. Причем без ограничения возрастных рамок.

Естественно, в детско-юношеском возрасте занятия по плаванию носят более интенсивный характер.

Для оздоровительных целей наиболее полезно, пожалуй, плавание способом брасс. Этот способ может быть рекомендован лицам среднего и пожилого возраста, так как является отличной дыхательной гимнастикой и наиболее экономным способом передвижения в воде. Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании — не менее 20–30 мин. суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию.

С помощью плавания развиваются практически все органы и системы организма. Наибольшее же влияние плавание оказывает на дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Понятие «развивающее» в большей мере подходит для детско-юношеского возраста, так как в данном возрасте идет интенсивный рост организма, а плавание дополнительно стимулирует естественный рост и развитие всех органов и систем молодого организма. Также развиваются (а не воспитываются, как на последующих возрастных этапах) физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость).

Воспитательная задача решается путем целенаправленных и систематичных занятий. Воспитание силы воли, настойчивости, целеустремленности, смелости, стойкости, находчивости, терпеливости и т. д. — все это достигается в процессе занятий плаванием и носит длительный характер, связанный со многими дополнительными факторами, — индивидуальными свойствами нервной системы, взаимодействие с учителем. Невозможно обучить силе воли или терпению, их можно только воспитать.

Образовательно-познавательная задача решается путем познания новых движений, ощущений в условиях водной среды, обучения технике и различным упражнениям.

Плавание — наиболее массовый и популярный вид спорта, который оказывает огромное влияние на широкие слои населения. Занятия спортом профессионально и на высоком уровне (до которого доходят немногие) имеют свою специфику и не всегда направлены на решение оздоровительных задач, однако профессиональный спорт оказывает мощное агитационно-пропагандистское воздействие. Можно даже утверждать, что большой спорт приносит себя в жертву для оздоровления и воспитания подрастающих поколений. Ведь профессиональный (или большой) спорт — это верхушка пирамиды, это те, кто остались после многих лет упорных тренировок и соревнований, бесчисленных отборов и испытаний. Заслуга профессионального плавания — в его рекламе, в том, чтобы как можно больше детей записалось в спортивные секции. А массовый спорт, особенно его начальные этапы, через которые проходит основное количество детей, решает те же задачи, что и при плавании в системе физического воспитания, только более системно.
Плавание — олимпийский вид спорта. Учитывая, что в спортивном плавании в настоящий момент разыгрывается 32 комплекта наград (больше только в легкой атлетике), то этому, как говорят, «медалеемкому» виду отдается предпочтение во всех ведущих спортивных державах. Естественно, помимо классического спортивного плавания сюда можно добавить и другие виды плавания, относящиеся к спорту – марафонское плавание, зимнее плавание (в холодной воде), синхронное, водное поло, подводное, плавание как вид в пятиборье, триатлоне и т. д., в которых просто необходим достаточно высокий уровень владения навыками спортивного плавания в целом и отдельных его способов.

Плавание используется и как средство общей физической подготовки спортсменами других видов спорта.

Система спортивных школ, училищ олимпийского резерва, спортивных классов при общеобразовательных школах позволяет, с одной стороны, расширить возможности более масштабного вовлечения детей в спортивное плавание и дальнейшего отбора наиболее одаренных и перспективных, с другой, — повысить эффективность тренировочных занятий, совмещения их с учебой и отдыхом.

Существующая система спортивных соревнований по плаванию и дифференциация по возрастным группам, позволяют поэтапно выходить на более высокий и качественный уровень подготовки.

Уникальная система присвоения спортивных разрядов и званий, созданная в СССР, сохранилась и по сей день, она совершенствуется и постоянно обновляется.

 
Организация работы по плаванию с детьми в образовательных учреждениях

 Наиболее благоприятные условия для массового обучения плаванию для детей и использованию его оздоровительного эффекта могут быть созданы в образовательных учреждениях различного профиля и уровня.

Организация занятий по плаванию включает:

— проверку и подготовку мест занятий;

— обеспечение требований безопасности занимающихся;

— подготовку обучаемых к занятиям плаванием;

— подготовку тренера (учителя, преподавателя) к проведению занятия (урока).

Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде.

Подготовительная часть урока (продолжительностью 5–10 минут) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока,  выполнение комплекса общеразвивающих, подготовительных и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми упражнениями.

Основная часть урока (25–30 минут) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду.

Заключительная часть урока (2–5 минут) строится таким образом, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия.

После выхода из воды дети должны тщательно вытереться полотенцем. Инструктор обязан так организовать занятия в воде, чтобы занимающиеся почти все время находились в движении. Чем больше времени они будут находиться в воде и двигаться, тем больший смысл имеет само занятие, а системность и направленность заданий будет способствовать решению поставленных задач.

Организация работы по плаванию в дошкольных учреждениях

В детских дошкольных учреждениях дети организованы в группы и находятся под постоянным наблюдением педагогов и медицинских работников.

При обучении плаванию решаются следующие задачи:

— содействовать нормальному физическому развитию ребенка, закаливанию его организма и воспитанию гигиенических навыков;

— формировать жизненно необходимые навыки.

Обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях может проводиться круглогодично на базе расположенного вблизи зимнего плавательного бассейна или в портативном бассейне, установленном в детском саду. При неимении такой возможности занятия по плаванию проводятся в летнее время в открытом бассейне («лягушатнике»), находящемся на территории детского сада (и это наиболее простой и удобный способ проведения занятий по плаванию). Современные технологии позволяют в настоящее время использовать не только стационарные бассейны открытого типа, но и надувные бассейны, бассейны, состоящие из разборных секций, что позволяет при минимальных затратах (а основная сложность остается именно в финансовых и технических проблемах постройки и обслуживания стационарных бассейнов) быстро и эффективно организовать занятия по плаванию. Тем более для детей дошкольного возраста требуются небольшие объемы бассейна, и, соответственно, места для его расположения нужно немного. Одно из условий — выполнении санитарных норм и норм безопасности.

Для надувных и  разборных бассейнов необходим сертификат соответствия санитарным и гигиеническим нормам для разрешения использования как самого бассейна, так и материалов, из которых он сделан (чаще всего это различные полимерные материалы, многие из которых могут быть токсичными) в детском учреждении с учетом возраста занимающихся.

Стационарный  летний бассейн также должен соответствовать нормам (нескользкая плитка, ступеньки, а желательно их отсутствие, наличие поручней, конструкция бортика и т. д.).

Кроме того, в летнее время возможно использование открытых естественных водоемов, однако удаление которых должны быть от детского сада не более чем          1 км и они должны соответствовать санитарным нормам (что в настоящее время большая редкость). Размер выбранного участка для занятий с детьми из детского сада должен быть 20´10 м, а глубина — до 1 м. Желательно, чтобы данный участок был огорожен. Состояние дна проверяется пред каждым занятием и особенно часто после дождей.

Время пребывания детей в воде зависит от температуры воды и воздуха и возраста детей. При температуре воды +25°С и выше и соответственно высокой температуре воздуха с учетом ветра продолжительность занятий в воде может быть 30–35 минут. Однако первые занятия даже при таких условиях не должны превышать 5-10 минут, и только после 5–6 уроков занятия в воде могут продолжаться 30–35 минут.

Главное требование при проведении учебных занятий – обеспечение безопасности, которая складывается из организации места проведения занятий, проведения самого занятия и контроля за детьми.

Учебные группы для занятий плаванием комплектуются с учетом возраста и уровня физического развития детей. В каждой группе должно быть не более 6–10 человек, т. е. имеющаяся в детском саду группа в 20 человек будет разбита на 2–3 подгруппы. Воспитатели, проводящие занятие или помогающие инструктору, должны находится в воде. Во время урока обязательно присутствие врача или медсестры.

Занятия проводят воспитатели, имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку, или тренер (инструктор) по плаванию.

Дети в возрасте 5–6 лет, как правило, уже могут выполнять программу для школьников 1–2 классов, но в несколько упрощенном варианте.

При занятиях по плаванию в детских садах при неимении стационарного зимнего бассейна и, соответственно, регулярных занятий, а также специалистов, не обязательно стремится к решению прикладной задачи — научить плавать. Решение оздоровительной задачи является приоритетным, а упражнения и игры (которые преобладают в методике проведения занятий) по освоению с водой постепенно подготавливают к решению и самой прикладной задачи. Необходимо терпение и осторожность в подборе средств, которые помогут ребенку освоиться и преодолеть возможную «водобоязнь».

Организация работы по плаванию с детьми в школе

Общеобразовательные школы и приравненные к ним учреждения,  несмотря на имеющиеся трудности с наличием бассейнов и возможностью посещать близлежащий бассейн, должны стать центрами массового обучения детей плаванию и проведения оздоровительных занятий по плаванию.

Основные задачи обучения — прикладная, оздоровительная, воспитательная.

В общеобразовательной школе учебные и факультативные занятия проводятся в течение учебного года. Занятия проводятся в форме урока. Продолжительность урока — 45 минут. Во время уроков учитель должен принимать меры предупреждения травм и несчастных случаев.

При наличии собственного бассейна в школе могут быть открыты секции плавания. Наличие собственного бассейна во многом определяет и всю работу по плаванию — делает ее более системной и спланированной на все годы обучения. Если своего собственного бассейна нет, задача усложняется — школьникам необходимо освоить навык плавания в относительно сжатые сроки — в отведенные часы по программе.

При планировании работы по плаванию, кроме программы, учителю надо иметь поурочный график прохождения учебного материала для каждого класса и конспект урока.

Поурочный график наглядно демонстрирует, на каком уроке будет пройден тот или иной материал.

Конспект урока подробно отражает содержание каждого занятия и отдельных его частей.

Основным документом для учета успеваемости в школе является классный журнал.

Рабочие планы и конспекты занятий составляются на основании годового учебного плана и программы. Все эти документы, как и документы учета, составляются по форме, схожей с формой, принятой в детской спортивной школе (ДСШ). Однако в школе деление занимающихся более дифференцировано, поэтому для каждого класса составляется отдельно график прохождения учебного материала и рабочий план.

Как правило, во время каникул проводятся внутришкольные сревнования.

 Организация работы по плаванию в детских специализированных спортивных школах

 Детские спортивные школы организуются в системе министерств образования, при спортивных обществах, различных организациях и ведомствах, имеющих зимние или открытые плавательные бассейны стандартных размеров. По своему характеру, направленности, преемственности и финансированию детские спортивные школы (ДСШ) могут именоваться ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы), СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) и др. Они могут работать совместно или входить в состав  ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства), ЦОР и ЦОП (центров олимпийского резерва и центров олимпийской подготовки) и т. д.

Основная же задача всех детских спортивных школ — готовить спортсменов, проводить селекцию и отбор для их дальнейшей высококвалифицированной подготовки.

Однако ДСШ решает и множество других задач: воспитательных, образовательных, прикладных, оздоровительных. Причем, учитывая нехватку бассейнов при общеобразовательных школах, именно ДСШ решают задачу массового обучения детей плаванию. Большинство детей, может, и не став спортсменами, даже на начальном этапе научились в них плавать, а их организм получил тот оздоровительный эффект, который необходим в их возрасте.

Детские спортивные школы работают круглогодично. Учебные группы в них комплектуются с учетом возраста и степени подготовленности детей. В школах организуются, как правило, подготовительные, учебные, учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования. Классификация и деление на группы могут быть и несколько иными, и осуществляться в зависимости от поставленных задач и возможностей ДСШ.

Основными документами планирования учебно-тренировочного процесса являются программа, учебный план, перспективный (многолетний) план подготовки юных спортсменов, годовой план круглогодичной учебно-тренировочной работы, проведения соревнований, осуществления медицинского контроля над занимающимися, график прохождения учебного материла, поурочные рабочие планы, конспекты уроков, расписание занятий.

Учебный план предусматривает для каждой группы теоретические и практические занятия, судейскую и инструкторскую практику.

Учебно-тренировочный процесс в ДСШ строится на основании действующей программы, где весь учебный материал дан отдельно для каждой возрастной группы.

Работа в учебных группах направлена на обучение занимающихся технике всех спортивных способов плавания и на их разностороннюю физическую подготовку.

В учебно-тренировочных группах продолжается совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Для развития и воспитания других физических качеств широко применяются средства из других видов спорта.

В группах спортивного совершенствования идет работа по подготовке спортсменов к достижению высоких спортивных результатов.

ДСШ в зависимости от конкретных условий работы, а также календаря спортивных соревнований планирует работу на каждый год, составляя график прохождения учебного материала для каждой группы. При этом для учебных групп материал располагается по месяцам.

Годовой график для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования имеет другую форму, так как учебный материал планируется не только по месяцам, но и по соответствующим периодам тренировки (подготовительный, соревновательной периоды, макроциклы и микроциклы).

В графике отражаются прохождение теоретического и практического материала, сроки участия в соревнованиях и прохождения медицинских осмотров.

К оперативному (текущему) планированию в ДСШ относятся рабочие планы и конспекты занятий.

На основе графика прохождения учебного материала и программы составляется рабочий план сроком на неделю,  месяц или тренировочный цикл. В нем приводятся упражнения или группы упражнений, для каждой части урока даются основные  организационно-методические указания.

На каждый урок на основании рабочего плана и программы составляется конспект. В конспекте приводится перечень всех упражнений (по частям урока), определяется дозировка (количество повторений или время выполнения). Организационно-методические указания должны подробно отражать специфику упражнения или игры и быть понятны занимающимся.

Для успешного осуществления учебного или учебно-тренировочного процесса большое значение имеют учет и контроль.

Хорошо организованный учет способствует выявлению положительных и отрицательных сторон в работе, позволяет при составлении очередных планов использовать полученные данные.

Существует три вида учета: предварительный, текущий и итоговой.

Предварительный учет включает анкетные данные на каждого занимающегося, характеристику его физического развития и плавательной подготовленности. Полученные данные регистрируются в личной карточке спортсмена (учащегося). Документами предварительного учета являются также медицинская карта и журнал учета занятий. Сбор указанных сведений ведется при приеме в ДСШ.

Текущий учет проводится на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, медицинских осмотрах. Он позволяет контролировать весь ход работы на протяжении учебного года. Документами текущего учета служат журнал учета занятий, личная карточка спортсмена, медицинская карта, дневник тренера и спортсмена.

В журнале учета занятий регистрируются посещаемость, краткое содержание занятий, успеваемость, выполнение разрядных требований и нормативов, даты прохождения медицинских осмотров.

Личная карточка (зачетная книжка) спортсмена служит для регистрации его спортивных показателей, перехода из группы в группу и является первичным документом для оформления разряда.

Медицинская карта ведется врачом и хранится в медицинском кабинете. В ней регистрируются данные углубленных (УМО) и периодических осмотров, причины и сроки болезней. Кроме того, врач может также регистрировать рост спортивных результатов. На основании медицинской карты визируются заявки на соревнования (т. е. допуск врача). Данные диспансеризации и УМО врач заносит в журнал учета и заверяет их.

Дневник спортсмена должен вестись систематически и отражать не только содержание учебно-тренировочных занятий, но и основные данные медицинского контроля и самоконтроля, самочувствие во время тренировки и после нее, анализ результатов, показанных на соревнованиях. Тренер систематически контролирует ведение дневника, помогает правильно делать спортсмену сокращенные записи упражнений и заданий. Дневник может быть как строго установленной формы (принятой в ДСШ), так и произвольной.

В дневнике тренера записываются рабочий план тренирующихся, их результаты, ежедневное выполнение заданий, данные контроля и т. д.

Итоговый учет — это сжатое, но конкретное изложение работы, выполненной за определенный отчетный период (цикл, полугодие, год и др.). Итоговый учет должен охватывать все формы и содержание работы школы. При характеристике учебно-тренировочной работы отражается выполнение планов по всем возрастным группам: количество проведенных занятий (число занятий и количество часов по всем разделам программы); изменение объема преодолеваемых отрезков и дистанций, интенсивность выполнения; количество состязаний и результаты участия школы и отдельных пловцов в ответственных соревнованиях; реализация плана подготовки спортсменов-разрядников; количество детей, обученных плавать, и др. Здесь же анализируются причины имеющихся недостатков в работе и намечаются предложения по их устранению.

Проведение учебно-тренировочного процесса подразумевает и соответствующий контроль этого процесса. Существует три формы контроля: педагогический, врачебный и самоконтроль.

Педагогический контроль осуществляется тренером (преподавателем) в процессе занятий. Анализируя и обобщая содержание учебно-тренировочных занятий, результаты участия в соревнованиях, данные врачебного контроля и самоконтроля, педагог может вносить коррективы в планы тренировок, варьировать тренировочными средствами, изменять нагрузку.

Врачебный контроль позволяет тренеру (преподавателю) определить, как спортсмен переносит тренировочную нагрузку, состояние его здоровья и тренированности. Тренер получает информацию об отклонениях в функциональном состоянии организма пловца и в соответствии с этим определяет степень нагрузки на данном тренировочном этапе. Врач, тренер и спортсмен должны работать в тесном  контакте. Регулярный врачебный контроль — одно из важнейших условий достижения высоких спортивных результатов.

Спортсмен должен систематически проводить самоконтроль как в процессе тренировки, так и во время отдыха. Это подсчет пульса и частоты дыхания, проверка веса, запись в дневник самочувствия (сон, аппетит, работоспособность, интерес к занятиям, специфические ощущения: есть ли «чувство воды», «какое оно?» и  т. д.).

 Организация работы по плаванию в детских оздоровительных лагерях

Ежегодно для детей в летнее время планируется и проводится отдых в оздоровительных лагерях и центрах. Большинство таких лагерей расположено вблизи естественных водоемов, некоторые оснащены искусственными бассейнами. Все это создает условия для более активного отдыха и занятий, а использование водной среды, помимо оздоровительной, воспитательной и других задач, ставит задачу обучить плавать тех, кто не умеет.

При организации занятий необходимо:

1)  получить разрешение санитарно-эпидемиологических органов на проведение занятий (независимо от того, естественный водоем или искусственный);

2)    при выборе места занятий надо, чтобы дно водоема было чистым, пологим, имело твердый грунт;

3)     выбранный участок водоема необходимо оградить поплавками, окрашенными в яркие и хорошо заметные цвета;

4)  размеры участка не должны превышать 50 м вдоль берега и 20–25 м в глубину от берега, но с учетом рельефа дна и глубины водоема (при достаточно большом количестве отрядов и групп самого лагеря зона для плавания вдоль берега делится на сектора с указанными размерами);

5)    скорость течения не должна превышать 10 м/мин;

6)    проверять перед каждым занятием состояние дна и глубину водоема;

7)   глубина для младших групп не должна превышать 130 см;

8)   место для занятий должно быть оборудовано учебным и спасательным инвентарем, которые систематически проверяются;

9)   во время занятий обязательно дежурство медицинского работника и спасателя в лодке;

10)  до занятия  и после его окончания обязательна поименная перекличка детей;

11)довести до детей правила поведения на воде и технику безопасности (запретить заплывание за ограждения, самостоятельный вход и выход из воды, подавать ложные знаки о помощи и кричать, топить друг друга, немедленно сообщить руководителю о плохом самочувствии или травме и т. д.)

В лагере в первые дни дети проходят медицинский осмотр. В каждом отряде создаются учебные группы. При комплектовании групп необходимо соблюдать следующие требования:

1)  в каждой группе должно быть не более 10 человек;

2) к занятиям допускаются только дети, пошедшие медицинский осмотр и получившие разрешение врача;

3)  в группах должны быть дети, имеющие примерно одинаковую плавательную подготовку.

Подготовленность детей определяется на пером уроке. Занятие проводится на мелком месте. В воду входит одновременно не более двух человек. Один из инструкторов обязательно находится в воде.

Учебные группы создаются после проверки. При комплектовании инструктор делит занимающихся на группы не умеющих плавать, слабо плавающих (проплывающих 10–15 м) и умеющих хорошо плавать (проплывающих 50 м и более). При возможности рекомендуется разбить группы более дифференцировано, например, плавающих 20–30 м и т. д.

Обучение плаванию включается в план работы лагеря. Занятия проводятся в теплую погоду. Уроки плавания для детей старшего возраста проводятся при температуре воды не ниже +18°С, для остальных — не ниже +20°С. Температура воздуха при этом должна быть несколько выше. Вначале младшие школьники находятся в воде не более 5 мин, а старшие — 7–10 минут, затем продолжительность занятий увеличивается (в зависимости от температуры воды и количества пройденных уроков). При температуре +24°С и выше и соответственно высокой температуре воздуха дети после 3–4 уроков могут находиться в воде до 45 минут.

Обучение проводится под общим руководством и непосредственным наблюдением инструктора по плаванию или преподавателя физического воспитания. Занятия проводят вожатые отрядов, умеющие хорошо плавать, знающие приемы спасения утопающих и оказания первой помощи и имеющие соответствующую теоретическую подготовку. В помощь им могут привлекаться старшие школьники, умеющие хорошо плавать.

Содержание и методика занятий по плаванию определяется программой для оздоровительных лагерей. В программах обычно рекомендуется изучать кроль на груди.

В каждом оздоровительном лагере, располагающем соответствующими условиям, при благоприятной погоде и хорошей организации можно в течение одной смены провести 15–20 уроков по плаванию.

Основными документами учета работы по плаванию в оздоровительном лагере являются журнал и медицинская карта. В журнале отмечается посещаемость, успеваемость и пройденный материал. Перед окончанием каждой смены проводится водноспортивный праздник или соревнование по плаванию.

 Организация и проведение соревнований и водных праздников

 Проведение соревнований и водных праздников — неотъемлемая часть педагогического процесса при работе с детьми.

Проведение соревнований создает здоровый эмоциональный фон, пробуждает интерес к занятиям плаванием, дает возможность проявить себя, почувствовать дух спортивной борьбы и соперничества, проверить свою плавательную подготовленность, а учителям — увидеть плоды своей работы.

Водноспортивные праздники помимо конкурсов и состязаний включают в себя различные художественные постановки и розыгрыши, что особенно нравится детям и дополнительно стимулирует не только их двигательные потребности, но и эстетические.

Чаще всего соревнования включают в спартакиаду школы, которая проводится по многим видам спорта в течение всего учебного года. Соревнования по плаванию желательно проводить и в форме водно-спортивного праздника.

Для подготовки и проведения соревнований как в школе, так и в оздоровительном лагере избирается организационный комитет, который обеспечивает подготовку мест соревнований, судейство и информацию о ходе состязаний. Эту работу возглавляет учитель физической культуры. Положение о соревнованиях — основной документ, в котором оговаривается все до мельчайших подробностей: место соревнований, программа, судейство, награждение и т. д.

Программа соревнований включает описание участников, их возраст, наименование дистанций, порядок и расписание стартов и т. д. Соревнования проводятся обязательно с учетом возрастных групп и подготовленности детей. В программу соревнований могут быть включены как дистанции спортивного плавания, так и нестандартные дистанции и номера программы.

Подготовка мест соревнований. Если соревнования проводятся в открытом естественном водоеме, то это место тщательно подготавливается. Проверяется состояние дна и воды, скорость течения, глубина, прочность и надежность инвентаря и оборудования, принимаются меры по обеспечению безопасности. Место соревнований художественно оформляется и радиофицируется.

Комплектование и подготовка судейской коллегии.  Для проведения соревнований создается судейская коллегия. В нее могут входить учителя, родители, старшие школьники. Главным судьей обычно является тренер (инструктор, учитель физической культуры).

До соревнований с судьями проводятся семинары, на которых изучаются правила соревнований, разбираются организационные вопросы.

Агитационная работа. Поведению соревнований предшествует большая агитационная работа. Организационному комитету целесообразно начинать ее задолго до начала соревнований.

Перед соревнованиями в школе должны быть вывешены плакаты, стенды, призывающие детей принять участие в подготовке к соревнованиям и в выступлениях с приглашением гостей (родителей, знакомых).

Соревнования проводятся в торжественной обстановке (парад участников, рапорт, поднятие флага, приветствие и т. д.).

После соревнований вывешиваются красочно оформленные таблицы с результатами соревнований, готовятся фотовитрины и стенгазеты, посвященные прошедшим соревнованиям.

Важным моментом является подведение итогов и награждение победителей, которое проводится сразу же после окончания соревнований или на ближайшем спортивном вечере.

Водные праздники и развлечения, в которых, как правило, принимают участие дети разных возрастных групп одновременно, проводятся по определенному сценарию. Шутки, розыгрыши, конкурсы, игры в воде должны быть интересны и доступны всем возрастным категориям. Каждое последующее художественное или спортивно-конкурсное действие должно быть четко спланировано и организовано, чтобы не было перерывов. Еще одно условие — по продолжительности праздник не должен быть утомительным, особенно для детей, и  выходить за рамки привычного режима дня. Наиболее известный водный праздник — «День Нептуна». Дети с удовольствием принимают в нем участие. Во время проведения водного праздника необходимо соблюдение мер безопасности.

В последнее время пользуются большой популярностью различные водные аттракционы и развлечения: водные горки, водопады, водные велосипеды и т. д.

Ранее считалось, что в учебном процессе по плаванию развлечения на воде не решают каких-либо определенных задач, что, конечно же, является большим заблуждением. Развлечения в воде и аттракционы помогают освоиться с водой, преодолеть страх и скованность, причем эмоционально легко  и непринужденно. Единственное условие — это дозирование таких развлечений и их соответствие уровню подготовленности детей в целях безопасности.

Соревнования по спортивному плаванию, проводимые как в ДСШ, так и  на более высоком уровне, должны проходить по определенным правилам, утвержденным федерацией плавания. Ниже приведены выдержки из «Правил соревнований по плаванию», которые являются обязательными при проведении всех соревнований на территории Российской Федерации. Правила разработаны в полном соответствии с «Правилами Международной любительской федерации плавания» (ФИНА).

Способы плавания и дистанции

В плавании проводятся соревнования и регистрируются рекорды по следующим способам и дистанциям: вольный стиль — дистанции 50, 100, 200, 400, а также 800 м (только женщины) и 1500 м (только мужчины); брасс, баттерфляй и плавание на спине – на дистанциях 100 и 200 м; индивидуальные комбинированные заплывы на 200 и 400 м; эстафеты 4х100, 4х200 м вольным стилем и комбинированная эстафета 4х100 м.

Участники индивидуальных комбинированных заплывов плывут различными стилями в следующей последовательности: баттерфляй, на спине, брасс, вольный стиль. В смешанной командной эстафете последовательность такова: на спине, брассом, баттерфляем, вольным стилем. Участники командной эстафеты (и очередность их выступления) определяются заранее и заносятся в протокол соревнований. Каждый пловец может выступать только на одном ее этапе.

Возраст участников определяется по году рождения. Границы возрастных групп указываются в положении о соревнованиях.

Допуск участников к соревнованиям

К участию в соревнованиях допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и получившие разрешение врача. В зависимости от требований положения о соревнованиях допуск участников может быть ограничен возрастом, уровнем спортивной подготовленности и т. д. При соответствующей подготовленности участники младшей возрастной группы могут с разрешения врача, тренера и организации, проводящей соревнования (ОПС), допускаться к соревнованиям в старшей группе. Спортсмены старших возрастных групп не допускаются к участию в соревнованиях младших групп.

Обязанности и права участников

Участники соревнований обязаны: знать правила соревнований и чётко выполнять их; строго соблюдать нормы поведения в бассейне, организованно выходить на старт, при представлении участника судьей-информатором встать, сделать шаг вперёд, повернуться лицом к зрителям; выполнять все распоряжения судей во время соревнований. Участник имеет право обращаться к судьям только через представителя своей команды.

На соревнованиях, где организован допинг-контроль, участник, получивший карточку-извещение, обязан в течение часа явиться в службу допинг-контроля. Если участник установил рекорд мира или Европы, то в обязательном порядке он должен пройти допинг-контроль, без результатов которого его результат не будет утверждён.

Участники соревнований не могут быть судьями на тех же соревнованиях.

Судейская коллегия

Судейская коллегия назначается организацией, проводящей соревнования, с ведома соответствующего комитета по физической культуре и спорту. В состав судейской коллегии входят: рефери, главный судья, заместители главного судьи      (в том числе по медицинскому обеспечению — врач), главный секретарь и его заместитель, секретари, судья-координатор, стартёры, помощник стартёра, судьи на финише, судьи по технике плавания, старший судья-секундометрист и его помощник, судьи-секундометристы, судьи на поворотах, судьи при участниках, судьи-информаторы, судьи по награждению, судья по допинг-контролю.

В распоряжение судейской коллегии ОПС выделяет коменданта, рабочих, спасателей, радиста и специалистов по обслуживанию электронной регистрирующей и видеозаписывающей аппаратуры.

Численный состав судейской коллегии определяется организацией, проводящей соревнования. Он зависит от масштаба соревнований и, как минимум, в него должны входить: главный судья, врач, секретарь, стартёр, судья на финише, судья по технике плавания, судья на повороте, судьи-секундометристы, судья при участниках.

Прохождение дистанции

Пловец, участвующий на дистанции один, должен проплыть всю дистанцию для того, чтобы его результат был засчитан. Пловец должен закончить дистанцию на той же дорожке, по которой он стартовал. Во всех заплывах при выполнении поворотов пловец должен коснуться стенки или поворотного щита на конце бассейна. Поворот должен быть сделан от стенки, не разрешается отталкиваться от дна бассейна. Участник, вставший на дно бассейна во время заплывов вольным стилем или на этапе вольного стиля в комбинированной эстафете, не дисквалифицируется, если он не идёт по дну. Участникам не разрешается подтягиваться, держась за разделительные дорожки, бортики, лестницы, а также отталкиваться от них. Пловец, оказавшийся при прохождении дистанции на чужой дорожке и помешавший другому пловцу пройти дистанцию, должен быть дисквалифицирован. Если такое нарушение повлияло на результат пострадавшего участника, то рефери имеет право предоставить ему новую попытку в другом заплыве; если это произошло в финале (полуфинале) — вынести решение о повторном розыгрыше финала (полуфинала). Если это нарушение совершено намеренно, то рефери должен доложить об этом представителю ОПС и представителю федерации, членом которой является нарушитель.

Участникам соревнований не разрешается использовать или надевать во время заплыва какие бы то ни было приспособления для повышения скорости, плавучести или выносливости (перчатки с перепонками, ласты и т. п.). Использование очков разрешается. Любой пловец, не являющийся участником проходящего заплыва и вошедший в воду до завершения заплыва всеми участниками, должен быть отстранён от дальнейшего участия в этих соревнованиях.

В каждой команде эстафетного плавания должно быть четыре пловца, если иное не предусмотрено Положением о соревнованиях. В эстафетном плавании команда, пловец которой оторвёт ноги от стартовой тумбочки раньше, чем участник предыдущего этапа коснётся стенки, должна быть дисквалифицирована, если совершивший ошибку пловец не вернётся и не коснётся стенки. Возвращаться при этом на стартовую тумбочку не требуется. Команда эстафетного плавания должна быть дисквалифицирована, если её участник, кроме пловца, назначенного плыть данный этап, окажется в воде до окончания дистанции участниками всех команд. Участники эстафетной команды и их очерёдность должны быть заявлены до заплыва. Участник эстафетной команды может стартовать только на одном этапе. Состав эстафетной команды может быть изменён между предварительными и финальными заплывами. Замена участников эстафетной команды проводится из числа пловцов, заявленных организацией на эстафету в соответствии с технической заявкой. Нарушение порядка именной очерёдности проплыва этапов ведёт к дисквалификации. Пловец, закончивший свою дистанцию или этап в эстафетном плавании, должен как можно быстрее покинуть ванну бассейна, не мешая при этом другим пловцам, не закончившим свою дистанцию. В противном случае пловец, совершивший ошибку, или эстафетная команда должны быть дисквалифицированы. До выхода из воды пловец не должен отплывать от финишной стенки более чем на 5 метров. Выход разрешается только по боковым лестницам. Не разрешается лидирование (указания, сопровождение спортсменов по бортику бассейна и т. п.) или использование любого оборудования и других средств для достижения такого же эффекта.

Не разрешается оказывать помощь участникам эстафеты при взятии ими старта (держать за руки, за ноги, подталкивать и т. п.).

Определение результатов

Результаты определяются по времени, которое фиксируется с момента стартового сигнала до момента касания участником финишной стенки. Результат пловца может быть определён либо системой автоматической регистрации времени, либо секундометристами с ручными секундомерами. Система автоматической регистрации времени даёт возможность регистрировать результат с точностью до 0,001 с. При этом в протокол должны заноситься результаты с точностью до 0,01 с, не учитывая тысячных долей секунды (их отбрасывают без округления результата). Если два или несколько пловцов имеют одинаковые (с точностью до 0,01 с) результаты, то они должны занимать одно и то же место.

Если участник дисквалифицирован во время заплыва или после его окончания, то эта дисквалификация отмечается в официальном протоколе результатов, но ни время, ни место не указывается и не объявляется.

В случае дисквалификации эстафеты зафиксированные результаты этапов до момента дисквалификации должны быть отмечены в официальном протоколе результатов.

Распределение участников по предварительным заплывам, полуфиналам и финалам

На всех соревнованиях, проводимых в соответствии с календарём Всероссийской федерации плавания, участники распределяются по заплывам следующим образом.

Для распределения участников по заплывам в их карточках должны быть проставлены лучшие результаты, показанные ими в соревнованиях за предшествующий период в 12 месяцев.

Предварительно все карточки участников на данной дистанции располагают в порядке увеличения результатов. Последними подкладывают карточки участников, не имеющих заявочных результатов. Их относительный порядок определяется жеребьёвкой, так же определяется и порядок карточек с одинаковыми результатами. На всех дистанциях распределение участников должно проводиться следующим образом:

— при одном заплыве дорожки в нём распределяются, как в финальных заплывах, и этот заплыв должен быть перенесён в финальную часть соревнований;

— при двух предварительных заплывах пловец с лучшим результатом включается во второй заплыв, пловец со вторым результатом — в первый, следующий пловец — снова во второй и т. д. При соревнованиях с полуфиналами такие заплывы должны быть перенесены в соответствующую часть программы соревнований;

— при трёх предварительных заплывах пловец с лучшим результатом включается в третий заплыв, пловец со вторым результатом — во второй, следующий пловец — в первый, пловец с четвёртым результатом — снова в третий заплыв и т. д.;

— при четырёх и более заплывах последние три заплыва комплектуются, как было описано выше. Заплыв, предшествующий трём последним заплывам, будет состоять из пловцов, результаты которых следуют сразу же за результатами пловцов, составивших три последних заплыва. Заплыв, предшествующий четырём последним заплывам, — из пловцов, имеющих ещё более слабые результаты и т. д. Дорожки внутри каждого заплыва должны распределяться по заявочным результатам.

В полуфиналах формирование заплывов должно проводиться в соответствии с вышеуказанными положениями.

Если в каком-либо номере программы пловцы одного или нескольких заплывов имеют равные результаты с точностью до 0,01 с и претендуют на 8-е или 16-е (в полуфиналах или двух финалах) место, им должен быть назначен переплыв за право попадания в соответствующий финал. Такой переплыв должен проводиться не ранее, чем через один час после завершения этой дистанции всеми пловцами. Если при переплыве будет вновь зафиксировано одинаковое время, должен быть назначен другой переплыв.

В случае отказа или неявки участников на полуфинальные или финальные заплывы вместо них вызываются спортсмены в порядке их классификации в предварительных или полуфинальных заплывах соответственно. В тех случаях, когда отказ от полуфинала или финала поступил в секретариат в течение одного часа после объявления составов финальных (полуфинальных) заплывов, эти заплывы должны быть переформированы, о чём должно быть выпущено дополнительное извещение.

Организация работы по плаванию со взрослыми

Учебная работа в вузах со студентами строится по программам физического воспитания, которые в обязательном порядке включают плавание как одно из основных средств, воспитывающих выносливость. Однако не все учебные заведения имеют такую возможность.

Вузы, у которых есть бассейны (или арендующие близлежащие), имеют большое преимущество, т. к. с помощью плавания могут разнообразить использование средств физического воспитания студентов, значительно повысить оздоровительный и прикладной эффект занятий.

При занятиях плаванием студенты делятся на группы (подгруппы) по 10–12 человек в зависимости от своей плавательной подготовки. Нередки случаи, когда часть студентов не умеет плавать, а для этого им придется пройти курс начального обучения плаванию, что потребует определенной выдержки как от студента, так и от преподавателя ввиду позднего овладения этим навыком.

 В зависимости от программы обучения студенты сдают контрольные нормативы (как правило, это проплывание стандартных дистанций 50 или 100 м на время).

Помимо обязательных занятий по плаванию, имеются и спортивные секции для совершенствования плавательного навыка и участия в студенческих соревнованиях, нередко проводятся дополнительные факультативные занятия на абонементной основе для решения в первую очередь оздоровительных и прикладных задач.

Многие предприятия, организации и ведомства, заинтересованные в поддержании здоровья своих работников, организуют занятия по плаванию на различной основе.

Плаванием также может начать заниматься любой взрослый человек, не имеющий противопоказаний и допущенный врачом.

Абонементные группы созданы практически во всех плавательных бассейнах.

Задача таких групп — укрепление здоровья и обучение плаванию неумеющих, т. е. прикладная.

При комплектовании групп также следует  учитывать возраст, состояние здоровья и физическую подготовленность (общую и специальную).

 

 

Проверочный тест по модулю Обучающий тест Назад/вверх
Copyright   ©   Кафедра спортивных дисциплин факультета физической культуры и спорта ПИ ЮФУ
Все права защищены.  Издание в целом  или его части в какой-либо форме не могут быть воспроизведены без письменного разрешения автора.