Н.В.Чертов

Электронный учебник

ПЛАВАНИЕ

Главная
Модули
Программы
Тесты
Анимация  /  Инструкция

Видео   /   Глоссарий
Правила соревнований
Разряды / Статистика
Об авторе  /  Аннотация


Введение


Назад к модулям

       Настоящий электронный учебник по плаванию предназначен для студентов университетов, академий, институтов и факультетов физической культуры. Рекомендуется также учителям общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, инструкторам спортивных школ и учащимся специализированных педагогических училищ.
      Электронный учебник соответствует требованиям,предъявляемым к электронным образовательным ресурсам данного типа, имеет достаточно простую и удобную навигацию.
      Учебник состоит из отдельных модулей (дидактических единиц), встроенных тестовых заданий для самопроверки по каждому модулю и дисциплине в целом, в том числе обучающих тестовых заданий, ссылок на внешние ресурсы, видеоприложений, рисунков и статистической информации, органично взаимосвязанных между собой.
   Особенностью электронного учебника «Плавание» является то, что при его разработке учитывались требования стандартов двух поколений, что облегчает его использование студентами, изучающими дисциплину по разным программам.
     При подготовке учебника были использованы известные работы и некоторые иллюстрации таких авторов, как Н.Ж. Булгакова, Л.П. Макаренко,               Б.Н. Никитский, С.М. Гордон, В.С. Васильев, З.П. Фирсов и др.
    В то же время структура и содержание учебника отражают современные тенденции развития плавания, учитывают некоторую неполноту информации, неточности и двусмысленности в терминологии, например, о «правильной технике», общей схеме обучения плаванию, составе принципов обучения плаванию, средствах обучения, месте и значении спортивного плавания и др. Практика работы со студентами показывает неадекватную реакцию студентов на получаемую теоретическую информацию. Это связано не только с методикой преподавания, уровнем подготовленности и составом студентов, но и с содержанием учебно-методического материала, который, безусловно, должен постоянно обновляться и совершенствоваться. 
    Так, в первом модуле «Общая характеристика, особенности  и классификация плавания» дается определение понятия плавание как физического действия и как предмета изучения и научного анализа, приводится соответствующая классификация, разграничивающая виды и способы плавания. Раскрываются специфические особенности плавания, в частности, как его положительное, так и при определенных условиях отрицательное воздействие  на организм человека. Представлены последние  обновленные данные о спортивных разрядах по плаванию.
   Во втором модуле «Научно-теоретические основы плавания» в простой и доступной форме преподносятся общие основы взаимодействия человека с водной средой, силы, действующие на тело человека при плавании.
    В третьем модуле «Техника спортивных способов плавания» раскрывается общее понятие «техника», ее составляющие, описывается техника спортивных способов, техника стартов и поворотов. Фазовый состав плавательного цикла – наиболее сложная и противоречивая тема. Одни и те же фазы у разных авторов называются по-разному, более того, многие названия не отвечают смысловому содержанию самой фазы. Сделана попытка внести коррективы на основе имеющегося в этих вопросах опыта. Многие вопросы разрешаются на основе проблемного обучения.
  В четвертом модуле «Методика обучения плаванию» достаточно широко  представлены все общепедагогические принципы, дана характеристика известным методам и средствам обучения плаванию. Особый упор сделан на обучение плаванию в любых условиях по одной общей схеме — через обучение дыханию,   т. е. на основе обучения именно спортивным способам плавания.  Несколько изменена классификация упражнений, которые почему-то в литературе по плаванию не совсем соответствуют общепринятой в теории и методике спорта и физического воспитания. Это касается в первую очередь подготовительных и специальных упражнений. По непонятным причинам во многих литературных источниках специальные упражнения в воде, с помощью которых идет обучение технике плавания, называются подготовительными, или такие упражнения даже могут быть отдельно выделены  в «упражнения для изучения техники плавания».
   В пятом модуле «Прикладное плавание» описывается техника прикладных способов плавания и методика обучения. Указывается на прикладное значение спортивных способов плавания.
     В шестом модуле «Основы спортивной тренировки в плавании» дается характеристика спортивной подготовки пловцов, раскрывается суть спортивной тренировки,  периодизация и отбор в плавании на различных этапах.
   Список литературы содержит источники, которые использовались при подготовке данного учебника, а также которые будут полезны для студентов, преподавателей и любителей плавания. Имеющиеся в учебнике активные ссылки на Web-ресурсы по плаванию расширяют возможности самостоятельной творческой подготовки.

Назад/вверх
Copyright   ©   Кафедра спортивных дисциплин факультета физической культуры и спорта ПИ ЮФУ
Все права защищены.  Издание в целом  или его части в какой-либо форме не могут быть воспроизведены без письменного разрешения автора.